Дедка за Хармса

Александр Костерев
Даниил Иванович Хармс (настоящая фамилия Ювачёв) — русский и советский писатель, оригинальный поэт и драматург —  родился 17 [30] декабря 1905 в Санкт-Петербурге. Основатель объединения ОБЭРИУ.
Процессы осмысления творчества Хармса — великого неожиданного, непредсказуемого, непонятого —  и его влияния на отечественную литературу, как на неофициальную советского времени, так и на последующую российскую, в широком смысле начались лишь в последней трети XX века. Можно проследить это влияние на русский рок, современную русскую сказку, российский литературный постмодерн, кинодраматургию. Сегодня (лучше поздно, чем никогда) для ценителей творчества и любителей абсурдистского сарказма Хармса открыто широкое поле его изучения на современные литературу и искусство, которое поведет нас от простецкой (на первый взгляд) детской песенки к актуальному нынче как никогда балету «Дедка за репку»…   

Дедка за репку (балет)

Пустая сцена. Слева из земли что-то торчит. Должно быть, репка. Выходит мужичёнка. Чешет бородку. Мужичёнка изредка притоптывает. Потом пускается танцевать, напевая достаточно громко: «Уж я репу посадил — дил — дил — дил — дил — дил!»
На сцене справа наверху открывается ширмочка. Там на висячем балконе сидит кулак и Андрей Семёнович в золотом пенснэ. Оба пьют чай. Перед ними на столе стоит самовар.
Кулак: Он её посадил, а мы вытянем. Верно?
Андр. Сем.: Верно! (ржёт тоненьким голоском).
Кулак (ржёт басом).
Низ. Мужичёнка, танцуя, удаляется (музыка играет всё тише и тише и наконец
едва слышно).
Верх. Кулак и Андр. Сем. беззвучно смеются и строят друг другу рожи. Кому-то
показывают кулаки. Кулак показывает кулак, потрясая им над головой, а Андр.
Сем. кажет кулак из-под стола.
Низ. Музыка играет Yankee-Doodle. Выходит Американец и тянет на верёвочке
автомобиль фордан.
Верх. Кулак и Андр. Сем. стоят, открыв рты. Музыка замолкает. Американец
останавливается.
Кулак:
Ето что за фрукт?
Андр. Сем.: Это, как бы сказать, Америка. Низ. Американец танцует дальше. Пританцовывает к репе и начинает её тянуть.
Музыка затихает до едва слышной.
Кулак (сверху):
Что, силёнки не хватает?
Андр. Сем.:
Не орите так, Селифан Митрофанович, они обидятся.
(Музыка громко играет Аt the long way to the ).
Низ. Выплывает тётя Англия. На ногах броненосцы, в руках парашют. Пляшет в
сторону репы. В это время Американец ходит вокруг репы и разглядывает её.
Кулак (сверху):
Ето что за Галандия?
Андр. Сем. (обиженно):
И вовсе не Галандия,  а Англия.
Кулак: Валяй тяни чтоб в Колхоз не попало!
Низ. Выбегает Франция. — Ah! Ah! Ah!.. Voila! ёi! ёi! ёi! Voici! Ho! Ho! Ho!
Кулак (сверху): Вот тебе и вуалё!
Андр. Сем.: Селифан Митрофанович! Зачем же так! Это по ихнему неприлично. Вас за
фулигана примуть. (Кричит вниз) — Madame! C'est le кулак. Он с вами attande
в одно место думает.
Франция: Ииих! (взвизгивает и дрыгает ногой).
Андрей Семёнович посылает ей воздушный поцелуй. Всё гаснет и тухнет.
Фигура внизу (в темноте): Тьфу дьявол! Пробки перегорели!
Всё освещается. Фигуры нет. Америка, Англия и Франция тянут репу. Выходит
Пильсудский — Польша. Достает большой платок, сморкается в него и снова прячет. Музыка играет мазурку. Пильсудский кидается её танцевать. Останавливается около репы. (Музыка играет едва слышно).
Кулак: Андрей Семёнович, валяй вниз. Они всё повыдергают.
Андр. Сем.: Обождите, Селифан Митрофанович. Пусть подергают. А как выдернут,
обязательно упадут. А мы репу-то да в мешок! А им кукиш!
Кулак: А им кукиш!
Низ. Тянут репу. Кличут на подмогу Германию. Выходит немец. Танец немца. Он
толстый. Становится на четвереньки и неуклюже прыгает ногами на одном месте.
Музыка переходит на «Aсh mein lieber Augistin!» Немец пьёт пиво. Идёт к
репе. Кулак (сверху):
Тэк — Тэк — тэк! Валяй, Андрей Семёнович! В самый раз придём.
Андрей Сем.:
И репу в мешок!
(Андр. Сем. берёт мешок, а кулак самовар и идут на лестницу. Ширмочка
закрывается).
Низ. Выбегает католик. Танец католика. В конце танца появляется Кулак и
Андрей Семёнович. У кулака под мышкой самовар. Ряд тянет репку.
Кулак: Валяй, валяй, валяй! Валяй, ребята! Тяни! Ты пониже хватай! А ты
американца под локотки! А ты, долговязый, вон его за пузо придерживай! А
теперь валяй! Тык тык тк тк тк.
(Ряд топчется на месте. Раздувается и сближается. Музыка играет всё громче.
Ряд обегает вокруг репы и вдруг с грохотом падает).
Андр. Сем. хлопочет около люка с мешком. Но из люка вылезает огромный
Красноармеец. Кулак и Андр. Сем. падают вверх тормашкой.

<1935-1938>
Хармс был репрессирован, арестован 23 августа 1941 года, и тихо ушел из жизни 2 февраля 1942 года от голода в тюремной больнице блокадного Ленинграда. Реабилитирован посмертно 25 июля 1960 года. 

На фото Хармс. Автошарж 1923 года.