Без команды

Уже Не Ассоль
Спустя десятилетие после окончания Второй мировой войны многие задавались вопросом: «Почему в этой мясорубке одержал победу Советский Союз, понесший в первые недели вторжения врага ужасающие потери?»
Особенно сильно этим вопросом озаботились британцы, обожавшие строить теории и с умным видом морщить лоб, ничего при этом не понимая. В крупных газетах и журналах вышел ряд статей о роли русского народа в победе. Эти публикации привлекли внимание читателей, которые в ответ прислали в редакции десятки сотен писем со своими мыслями и историями. Одним из наиболее интересных стало опубликованное письмо молодого мужчины, немца, подписавшегося как Рэйнер. На вопрос, почему русские победили, он привел свою историю. Далее рассказ от его лица:

В разрушенный войной германский городок, где люди, опасаясь бомбардировок, уже который день сидели в подвалах без еды и воды, вошли советские солдаты. Те самые, которых пропаганда Третьего рейха старательно демонизировала, описывая как исчадий ада, пьющих детскую кровь. Все горожане с каким-то тупым и усталым безразличием ожидали, что сейчас русские начнут насиловать женщин, расстреливать оставшихся мужчин и грабить дома. Хотя что там было грабить…

Но проходили часы, дни, а победители – эти хмурые, покрытые пылью люди – и не думали трогать немецких жителей, трясущихся от страха по подвалам. Горожанам очень хотелось есть и пить. В результате первыми не выдержали дети. С тревогой и страхом, озираясь, небольшая группа подростков и малышей (в их числе был и я), осторожно выбралась из своего укрытия и прошлась по улицам когда-то уютного чистого городка, лежащего теперь в руинах. На одной из площадей мы увидели советских солдат, которые ели кашу из поцарапанных котелков. Ее запах манил нас, детей, в смертельную ловушку – по крайней мере тогда мы в этом не сомневались. И вот один из нас шагнул вперед.
- Руди, остановись!
- Но так вкусно пахнет, Удо…
- Нам не удастся украсть у них еду, а сами они нас не накормят.
- Почему, Энн?
- Потому что наши отцы и братья убивали близких этих солдат. Руди, ты бы стал на их месте кормить врагов?
- Наверное нет.
- То-то и оно…

Заметив детей в разорванной одежде, один из советских солдат, седоусый, но крепкий мужчина с наградами на груди, неспешно подошел к нам, взял за руку четырехлетнего Кифера в грязном шерстяном пальтишке и повел за собой. Усадив малыша за грубо сколоченный стол, он поставил перед ним железную тарелку с аппетитной кашей. Мы же, замерев и непроизвольно сглатывая слюну, с завистью смотрели на Кифера. В этот момент каждый из нас старался представить, на что же похожа эта русская каша.

Тем временем второй солдат, парень в пилотке, поставил на стол еще тарелки и улыбаясь, жестом, пригласил нас всех присоединиться к трапезе. Помню, как мы несмело подошли к столу, но уже через минуту уплетали кашу. Какая же это была вкуснятина – лучшая каша в нашей жизни! Ее вкус я запомнил навсегда.

Вдруг на площадь вышел высокий командир в фуражке – и все солдаты встали, отдавая честь.
- Это еще что такое? – без злобы, скорее удивленно, спросил командир, взглядом указывая на орудовавших ложками детей. – Команды кормить местных не было…
- А мы без команды, товарищ командир, - улыбнулся офицеру седоусый солдат. – Это же голодные дети…


Автор Владимир Сединкин (из газеты)