Музыка сфер

Евгений Кирьянов 2
МУЗЫКА СФЕР

О, Владычица Богов
Свет незримый…
В Эфире перворождённый
…Эрос, когда Ночь
…Тогда возник…
Ипсипила, фр. 57
(ЕВРИПИД)


РАПСОДИЧЕСКАЯ ТЕОГОНИЯ

60. ДАМАСКИЙ. О началах, 123 (I, 316,18 R.): В этих имеющих хождение Орфических рапсодиях теология умопостигаемого такова. Истолковывая её, философы принимают Хронос за единое начало всех вещей, Эфир и Хаос – за двоицу, яйцо объясняют как абсолютное бытие и полагают эту триаду первой. Ко второй относятся либо вынашиваемое и вынашивающее Бога яйцо, либо «сияющее одеяние (хитон)», либо облако, из которых «выскакивает» Фанес…
67. Всё было в тёмной мгле… 70. Затем сотворил великий Хронос в божественном Эфире Серебрянное яйцо… 72. Бездна туманная и безветренный раскололся Эфир, когда начал возникать Фанес. 73. Перворождённый Фаэтон, сын пространного Эфира. 75. Его зовут Фанесом, ибо он первый стал видим (fanto>v) в эфире. (ДАМАСКИЙ, ПРОКЛ, ЛАКТАНЦИЙ).

ТЕКСТ
(1)Эти два события произошли с небольшим между ними интервалом времени. Первое видение произошло ночью, когда я находился в состоянии, пограничном между сном и бодрствованием. Я вдруг оказался в чёрной первозданной пустоте, как если бы нигде ничего ещё не было. Вдруг я стал свидетелем присутствия в пространстве какого-то округлого и герметически замкнутого предмета, содержащего внутри себя некую неопределённую светящуюся живую субстанцию.
В следующий момент произошла катастрофа, приведшая к разрушению твёрдой оболочки яйцевидного предмета (тогда мне показалось, что это странный, похожий на яйцо, летательный аппарат), из которого выплеснулась световидная субстанция.
Я последовательно-одновременно пережил-понял-осознал со всею доступной мне полнотой, что вижу гибель всего живого (осознание этого переживания сопровождалось приливом острейшей скорби) и сразу же вслед за этим последовало глубочайшее радостное переживание, и осознание, и видение принципиальной невозможности гибели ничего живого вообще, развеявшие всю мою скорбь. Пространство наполнилось этой серебристо-светящейся живой субстанцией, распространившейся во все пределы. Я как будто побывал в самом центре мироздания в момент его возникновения.
(2)Второе видение произошло вскоре после первого и при похожих обстоятельствах. Я вдруг оказался выходящим из какого-то тёмного замкнутого неопределённого пространства. Причём слово «выходящий» не совсем верно отражает характер моего движения. Я, скорее, плавно «выдвигался» из него (или оно отодвигалось назад), причём у меня полностью отсутствовало представление о том, что находится позади меня. Как и обо всей предыстории моего появления там.
Я как будто бы понимал, что нахожусь в забытых мною таинственных и потаённых местах, находящихся неизмеримо давно в моём прошлом, хотя я, несомненно, одновременно оказался в них именно сейчас. Я выходил из темноты в прозрачный ночной простор, в полную и благостную тишину, поворачивая всё время направо; вокруг стояли белые величественные давно покинутые здания (или храмы) античного стиля и всё пространство вокруг было пронизано той же, что и в первом видении, субстанцией.
(3)Вдруг я осознал, что слышу необыкновенную беззвучную музыку, и музыкальным инструментом служит всё небо и весь Космос. Музыка воспринималась одновременно и как явленность небесной гармонии. С её совершенством не может даже отдалённо сравниться самая совершенная музыка, созданная величайшим музыкальным гением. Вокруг меня в каких-то холмиках находились живые души давно умерших. Они о чём-то горячо и беззвучно молились. Рядом, я помню, протекал чистый и прозрачный ручей.
Всё созерцаемое мною происходило слева от меня, а справа оставалось то неопределённое, откуда я вышел. Я как будто проходил по окружности в следовании движению часовой стрелки, созерцая внешность ограниченного этой окружностью круга. Внутренность же круга была неопределённым местом, откуда я вышел. Я всё время немного поворачивал направо.
Я знаю, что эти два события связаны и одно из них есть продолжение другого.
(4)Впоследствии отголоски пережитого не раз возвращались ко мне, но, конечно же, не с той остротою. Мне приходилось видеть отдалённый прекрасный белый храм или дворец на освещённом солнцем холме; недостижимый при всём моём всепоглощающем желании оказаться там. Моя скорбь была тем более сильной, что связывалась и с какой-то давней, но постоянно живущей во мне утратой. Я как будто ожидал, что именно там я и обрету это утраченное. Странным образом это скорбное состояние было смешано с радостным и светлым переживанием.
Уже годы спустя я, прочитав РАПСОДИЧЕСКУЮ ТЕОГОНИЮ и некоторые другие орфические тексты, с удивлением обнаружил много общего между ними и этими видениями.
(5)Можно сказать несколько слов об особенностях, отличающих такие видения от обычных состояний сна и бодрствования. Хотя они и содержат моменты сновидческой зыбкости и бодрственной материальности, они появлялись, в отличие от обычных состояний, вдруг и в сопровождении острого интуитивного осознания истинности переживания. Как пробуждение. Они как будто сами свидетельствуют о своей значимости большей онтологической насыщенностью и полнотою. Их влияние, как и некоторых других событий подобного рода, имевших место в моей жизни, на дальнейшее формирование моего умозрения и мироощущения невозможно переоценить. Как будто излившийся в видении свет преобразовался в невидимую и неосязаемую субстанцию интеллектуальной интуиции
.
ТЕКСТЫ НА ЗОЛОТЫХ ПЛАСТИНКАХ ИЗ ПОГРЕБЕНИЙ

Я вырвался из многострадального, мучительного круга, я погрузился в лоно Владычицы Подземной Царицы.
-- «Счастливый и блаженный, ты станешь Богом вместо смертного!» Как только душа покинет свет Солнца, иди направо, тщательно остерегаясь всего. (3) Радуйся, испытав испытанное, прежде ты не испытывал этого никогда. Ты стал Богом из человека. Ты – козлёнок – упал в молоко. Радуйся, радуйся! Ступай направо (6) по священным лугам и рощам Ферсефонейи. Слева от дома Аида ты найдёшь источник, рядом с ним стоит белый кипарис. (3) К этому источнику даже близко не подходи. Найдёшь и другой: из озера Мнемосины текущую холодную воду, перед ними – стражи. (6) Скажи: «Я дитя Земли и звёздного Неба, но род мой – небесный, об этом вы знаете и сами. Я иссохла от жажды и погибаю – так дайте же мне скорей (9) холодной воды, текущей из озера Мнемосины». И они дадут тебе пить из божественного источника. И тогда ты станешь царствовать вместе с другими героями. Эта могила принадлежит Мнемосине. Когда тебе суждено будет умереть, ты пойдёшь в хорошо сделанный дом Аида – источник. (15) И ты пойдёшь по многолюдной священной дороге, по которой идут и другие славные вакханты и мисты.