Кольский п-ов, лыжи!

Татаринов Николай Владимирович

В 1958 году я поступил в МИИТ и уже на первом курсе возмечтал попасть в зимний поход по Кольскому полуострову.  Собиралось несколько групп, кажется 3. Это был лыжный поход 2-й категории трудности, для участия в двойке нужна была пройденная  единичка, подтверждённая документально. Я поехал в дом пионеров Сталинского района и Вениамин Николаевич - инструктор туризма -  выдал мне – счастливчику, вожделенную справку. За год или два до этого я принимал участие в лыжном походе по Подмосковью – в составе его группы. Интересный поход был. Мороз под 30 градусов,
но никто не подморозился. Протяжённость маршрута, согласно нормативам – не менее 180 км. Это был 1957 год и мы проходили мимо разбомблённого, но величественного Новоиерусалимского Храма. Ночевали  в крестьянских избах у давних друзей В.Н.   Мы – школьники 9-х и 10-х классов уже имели опыт одно - двухдневных лыжных походов и ночевали зимой в палатках, так что поход  с ночёвкой в теплой избе был для нас не  вновинку. Вспоминаю ночёвку в избе у какой- то знакомой бабули.
Она, глядя нас, лежащих вповалку на полу, говорила, смеясь:
 - Да у вас коммунизм под одним одеялом!
Среди нас было и  несколько девочек, если не половина.
 Здесь я узнал, что такое – «сходить на двор».  На жаргоне туристов, сходить в туалет,
звучало как «сходить на Шхельду».
 Вот я и спросил у бабули: -  А где у Вас «Шхельда»?
Ребята засмеялись и показали на дверь, ведущую «на двор».
В то время все крестьянские избы были построены  заодно с крытым двором, в котором были стойла для скотины и, открывая дверь, вы оказывались сразу в хлеву.
  Устрйством отдельных туалетных помещений крестьяне не заморачивались и ходили по нужде прямо на подстилку – в хлеву. Признаться, я был несколько озадачен, но принял
действительность такой, как есть. Из подстилки местами торчала грязная солома.  Недаром у немцев во время  войны был девиз – «первым делом, после победы, мы настроим в России тёплых сортиров!». - Не случилось!
Если вспомнить Ремарка, то в германских войсках были переносные персональные туалеты.
      Да, ну в сторону туалеты! Со справкой этой меня зачислили в группу Геннадия Михайлова– студента 4-го курса факультета  ПГС. Геннадий был спортивный парень – фехтовальщик, альпинист и турист со стажем. Вместе с ним мы проходили приёмную комиссию в Московском клубе туристов. Там проверяли маршрут на категорию сложности, наличие снаряжения и знакомились со всеми участниками группы. После утверждения выдавалась Маршрутная Книжка, которая являлась официальным документом для следования по маршруту. В Книжке делаются отметки о прохождении маршрута в местных отделениях власти, на почте или на предприятиях. После похода уже меня удивило задним числом – как это Геннадию удалось убедить комиссию в том, что для холодной ночёвки нам достаточно только брезентового тента. В январе на Кольском бывают морозы до сорока градусов, но нам повезло – больше 12-ти градусов морозов не было в этом походе.
       Помню одну такую ночёвку – мы шли по открытому месту в Хибинских горах. Такое место в горах на Кольском называют Тундрами, поскольку на отрытых местах ветром выдувается вся растительность, кроме мхов. В закрытых каньонах – лесные кущи.
  Мы шли всё время по снежной целине, ни одной лыжни не встречалось, поскольку - ненаселёнка… Первый и второй лыжники тропили лыжню, за ними уже шлось легче. Когда они уставали, то отступали в сторону и следующая двойка начинала тропить. Таким образом группа шла непрерывно до привала, где предусмотрительный Геннадий распоряжался выдавать нам чернослив в составе перекуса. Благодаря этому у нас не было проблем со стулом, которые неизбежны при сухомятке.
Курьёзные случаи бывали - если ты  снимаешь рюкзак для отдыха, то потом будет трудновато водрузить его обратно в условиях рыхлых сугробов, поэтому, чтобы не снимать тяжёлый рюкзак, ты его подбрасывал повыше, чтобы плечи отдохнули от лямок и, несколько нагнувшись, опирал свои плечи на лыжные палки. Иногда палки проваливались в сугроб, ты летел носом в этот сугроб, а сверху тебя накрывал тяжёлый рюкзак и самостоятельно было трудновато подняться, зато было очень весело! :)
Так вот, про ночёвку! Как-то шли мы в пургу по лысой горе и не чаяли, когда увидим вожделенный лес. Смеркалось, идёт снег, видимость минимальная, давно пора  вставать на ночёвку. И вдруг он – лес, неожиданно возник в ближайшем каньоне, буквально «перед самым носом».
    Мы свалились в этот каньон и  сразу нас окружила неправдоподобная тишина, только по верхушкам елей гулял ветерок. Нарубили лапнику, сверху покрыли брезентом,а над ним натянули наклонный тент, который должен был отражать тепло от таёжного костра, поддерживаемого неусыпными дежурными. Они должны были следить также, чтобы наши спальники, расположенные ногами к костру – не загорелись.
==============================
    Кстати, на следующий год мне предложили руководить зимней двойкой по Кольскому.
Марку Амигуту удалось сколотить группу и полностью её снарядить, но у него не было на счету участия в зимней двойке, и поэтому наш главный Турист в институте –
Аркадий Яров посоветовал меня в качестве руководителя. Грех было отказаться от заманчивого предложения! И я с удовольствием согласился. Марк был замечательный организатор и всё у него было – тип-топ.
  Вот в этом походе были уже сильные морозы (наш ртутный градусник имел шкалу только до минус 35-ти градусов, так что трудно сказать – сколько было на самом деле).
 Я всё-таки немного подморозил большие пальцы ног, потом принимал Диадинамик в институтской поликлинике – помогло!
  Но на этот раз мы были с палаткой – между двумя  полудатками (обычная четырёхместная палатка) вшивался метровый тамбур с общим входом и печкой. По очереди мы дежурили в этом тамбуре возле печки. По четыре человека в каждом    отделении и один в тамбуре – у печки. Через час или два дежурный будил следующего «истопника» и залезал на его место. С засыпанием после трудового дня проблем
не было ;.
Она нас спасала, эта палатка. Но лёгкий тик, из которого был сшит тамбур, очень легко мог загореться от искры, обильно вылетающей из трубы. Бди!!!
  Кольский полуостров – озёрный и лесистый край, как и Карелия. Мы шли, в основном,  по ненаселённой местности - по льду озёр и лесам, ориентировались часто по просекам ЛЭП или по компасу (благо там немного магнитных аномалий - только в Хибинах).
  И эти зимние пейзажи надолго сохраняются в памяти – «Остроконечных елей вершины». Но на Кольском ели пониже и не такие «остроконечные», как в Карелии.
  Оба маршрута по Кольскому состояли из двух частей - первая часть по равнине, т.е. по лесам и по льду озёр, а вторая - по горной части Хибинских тундр.
Тундрами эти горы называют потому, что ветер сдувает всю растительность кроме мхов со вех выступающих поверхностей, а леса прячутся в каньонах, а на равниной местности ветер уже не в силах сдувать растительность - там сплошная тайга.
  В Хибинах мы проходили перевалы: на первом маршруте это был перевал Элемарайк, а на втором - Чивруай. Чивруай - более сложный технически и более красивый.
 Интересна ситуация его прохождения. На входе в ущелье мы обнаружили заброшенную буровую скважину и большое жилище при ней, которое мы, естественно, вознамерились освоить. Но протопить большое промёрзшее помещение - проблематично, поэтому мы установили палатку внутри этого дома и обошлись без печки. Погода была ясная и ничто не предвещало тумана, который утром закрыл перевал. Мы позавтракали и стали держать совет - идти на перевал в тумане, переждать или дать задний ход. Последнее слово было за мной. Я не торопился, вышел на волю осмотреться и ... о чудо - туман рассеялся и показалось солнышко! Мы быстро собрались и - в путь.
 Взойдя на перевал, стало ясно - каким безумием было бы идти в тумане. Прямо по ходу ветер надул огромный снежный козырёк, нависающий над пропастью и можно было в тумане загреметь вниз вместе с этим козырьком. С перевала открывался великолепный вид на Хибины... Чёрная собака, которая увязалась за нами от самого посёлка побегала по перевалу  и повернула назад - получила удовлетворение от спортивной победы!
       Мы шли в лыжных ботинках и высоких бахилах – до колена, сшитых из простой мешковины. Бахилы давали тепло и защищали ботинки от снега. А мешковина давала возможность легко отряхнуть даже заледеневший снег  Шли по совершенно ненаселённой местности и довольно часто приходилось ориентироваться по компасу. И когда мы вышли на конечный пункт маршрута, Элка Терновская спросила: - Коль, а ты правда знал, что мы сюда придём? :))
  В зимнем походе люди сплачиваются – чем труднее поход, тем ближе друг к другу.
Мы знакомились с местными жителями. На Севере народ особый – не мелочный, несуетный, доброжелательный, готовый всегда помочь.
 Останавливались на ночёвку и в посёлках, соприкасались с местными «насельниками».
Но местные они были относительно – в основном приезжие из центральной России,  командированные строительными организациями. Настоящие аборигены – лопари или саами живут вокруг своей столицы Ловозеро, их не так много, занимаются оленеводством, женщины – рукоделием – делают различные поделки из оленьих шкур. Очень красивые пимы с разноцветным меховым орнаментом, различные предметы быта и украшения.
   В Ловозере – столице Саамской автономной области мы видели оленей,  в столовой ели суп из оленины  о-очень вкусный и оригинальный. Покупали оленьи рога у местных оленеводов – это в конце первого маршрута уже.
     Интересна одежда оленеводов –«Кухлянка». Это дублёнка с капюшоном и без каких либо разрезов и застёжек.  Чтобы снять с себя кухлянку, нужно взять себя за шиворот и, потянув вверх, целиком снять эту шубу через голову! Преимущество кухлянки – очевидно – ветер не задует ниоткуда, а ветра здесь – ой-ё-ёй.
У приезжих рабочих развлечений не так много - эпоха телевидения еще не вступила в свои права. И нам пришлось присутствовать на производственном совещании, на котором обсуждалось ЧП  - двое рабочих поехали на бульдозере по льду озера на остров Еловый – за водкой, если не ошибаюсь. И вот посредине озера лёд не выдержал и бульдозер провалился. Пассажиру удалось выпрыгнуть, бульдозерист – не успел…
   Вот и обсуждали это происшествие на собрании. Выживший давал показания, никаких властей не было – только прораб, да начальник участка…
…….Заехали в Мурманск – просто посмотреть. Сфотографировались возле огромной статуи Лося - символа Силы и Мощи северян!.
 ===============
 Эти записки сделаны через 65 лет после  этих походов и все картины   стоят перед глазами;