Мишка

Анатолий Дашкевич
     Мишка в 1956 году получил аттестат зрелости и паспорт, для чего пешком
прошёл 60 километров от деревни Красный Яр до Васиса. На семейном  совете
решили отправить Мишку в город. В Омске жил брат ео матери Андрей. После
работы на золотых приисках он построил на улице Большая Луговая хороший дом.
В 1946 году по оговору он получил 25 лет лагерей. В 1953 году после смерти
Сталина его реабилитировали и он устроился в финансовый техникум завхозом. Руки
у дяди были золотые; он ммог строить, мог изготавливать по тем временам
прекрасную мебель и директор, конечно, был рад заполучить такого кадра.
Дядя пользовался большим авторитетом и мог запросто устроить племянника
в техникум. Но Мишке не нравилась перспектива стать бухгалтером или ревизором.
      Как- то гуляя в поисках работы по улице Рабиновича, он наткнулся на небольшой сарайчик с обьявлениями о вербовке молодёжи в морские и речные порты СССР.
У парня взыграла душа романтика. "Буду моряком"--решил он и смело зашёл внутрь
сарая. Там за столами сидели серьёзные люди пенсионного возраста.
  -В какой морской порт вербуете?
  -Только в Омский. Кем? Ко? кочегаром или матросом?
 -Кто больше получает?
  Кочегар - ответил пенсионер.
Мишка завербовался, прошёл комиссию, получил подьёмные и назначение кочегаром
на пароход "Сталинабад".
     Когда он первый раз спустился в кочегарку, ему показалось,что он
в преисподней: чёрный уголь, чёрные люди, ужасная жара. Заступив на вахту
перво-наперво нужно было очистить от шлака топку, от которой несло нестерпимым
жаром. Нужно было открыть её, длинным тяжёлым ломом сгрести уголь в одну сторону,выгрести шлак, потом уголь в другую сторону и опять шлак. затем другую
топку нужно было очистить таким же способом и всё это требовалось сделать
очень быстро, иначе давление пара могло упасть и пароход не смог бы шевелить
колёсами. А ещё нужно было набрасывать уголь ближе к топке,смочить его, самому
 присосаться к шлангу и гору шлака выбросить в иллюминатор за борт. Не забыть
подкачать воды в котёл паровым инжектором и самое главное вовремя кидать уголь
в топку. В конце вахты надо было промыть слани, протереть все выступающие детали
и всё это--при адской жаре! Вахта длилась 4 часа, затем 12 часов отдыха. Через
неделю Мишка ошпарил руку при пуске инжектора. Ладонь начала опухать.
       Как-то " Сталинабад" остановился в посёлке Осьмирыжск (Казахстан)
в ожидании выгрузки нефтеналивной баржи "Щука". Посёлок большой и Мишка пошёл искать фельдшера. Нашёл здравпункт, зашёл, поздоровался со старичком в белом
халате с надетыми очками со скучающим видом. В глазах его просматривался вопрос
"ну что тебе надо". От фельдшера разило спиртом. Мишка показал руку.
    -Резать надо, иначе беда--проговорил фельдшер.
    -Режьте, если надо.
   -Уколы поставлю...
     -Режьте так. Выдержу.
    -Ну давай парень.
Фельдшер даже не привязал руку,располосовал ладонь скальпелем. Мишка держался
из последних сил.
     -Надо же не в том месте резануть! Гнойник то не задел-- проговорил старичок.
     -Режьте в другом, только с уколами, а то боюсь не выдержу.
Фельдшер прокипятил шприцы, заполнил их и поставил два укола в ладонь.Мишка
чуть сознание не потерял.
     -Надо же не то налил--огорчился фельдшер--терпи ещё.
Мишка выдержал ещё два укола и потом старик располосовал ладонь в нужном месте.
он вычистил рану, забинтовал, налил в мензурку спирта...Закончилась  экзекуция
 хорошим настроением для обоих.
     Осенью ночи тёмные, как говорят "хоть в глаз коли. Мииишка поражался, как
в такую темень пароход идёт полным ходом, да ещё и наливную баржу "Щука"
за собой тащит. Стоит пароходу прихватить мели и "Щука" врежется в корму
"сталинабада". Капитан Онуфрий Николаевич Святов иногда ночью пускал Мишку
в рубку и он начал разбираться в бакенах, перевалках, створах семафорах.
Онуфрий Николаевич запомнился, как энергичный,хозяйственный и умный человек.
В свободное время он катал замечательные валенки, благо пара было достаточно,
а руки пимоката были, как говорят "золотые"
   Первым штурманом работал Сергей Игнатьевич Сараев--прекраснейшей души
человек. Спокойный, уравновешенный, никогда ни на кого не кричал. Он стал
известным авторитетным капитаном и своих родственников уговорил стать речниками.
     Жили все в то время очень скромно, снимали квартиры или жили в коммуналках
с подселением, пока в шестидесятых не начали строить в городке Водников
и около судоремонтного завода пятиэтажные "хрущёвки". Зарплаты были мизерные:
капитан получал 129 рублей, кочегар-46  рублей.Летом на питание платили
14 рублей и премию за норму пара кочегарам, а зимой--80 процентов от оклада.
не зря в столовой хлеб был бесплатный.
Мишка впоследствии стал Михаилом Павловичем. Прошёл все ступеньки и дослужился
до капитана-механика современного теплохода. Пароходы разрезали на металл-своё
они отработали  В шестидесятые-семидесятые годы пароходство пополнилось бопее
чем семьюстами современными судами. Появились 800-сильные буксировщики
отечественной постройки, 2000-сильные венгерские ОТ, сухогрузы и танкеры
из Чехословакии Финляндии Болгарии ГДР. Даже на Омском судоремонтном заводе
строились 300-сильные буксировщики, собирались плавучие краны.В Тюмени
строились 600- сильные буксировщики, в Томске и Новосибирске-баржи. Вся эта
армада двинулась на среднюю Обь и Заполярье. В пятидесятые годы на Средней
Оби даже бакенов не было. За навигацию одна самоходка сходит в Томск за спичками
вот и всё судоходство.Сургут, Нижневартовск--это были большие деревни с рыбными
заводами.
    Благодаря флоту Иртышского пароходства строились города осваивались
газо и нефтепромыслы. На средней Оби ночью стало светло от горящих факелов.
На Север и в Заполярье протянули железную дорогу
    Когда-то Марк Твен написал книгу "По Миссисипи". В молодости он работал
на пароходе рулевым и с почтением описал работу лоцманов. Когда появилась
железная дорога порты на Миссисипи превратились в кладбища ржавых пароходов.
Тоже произошло с флотом Иртышского пароходства То, что могло работать на море
и в других бассейнах-- всё ушло,часть судов разрезано на металл. Исчез
знаменитый Омский судоремонтный завод, которому (единственному в городе)
разрешалось подавать гудки. Ветеранам осталось только вспоминать о былых
походах. однако "никто пути пройденного у нас не отберёт" (из эпиграфа к книге
моряка--писателя В.В.Конецкого.
   Это рассказ обо мне.