Северный Урал

Татаринов Николай Владимирович
        На Урал я попал по службе – в командировку - на завод горного оборудования, где изготавливался опытный образец машины для разработки шлейфов открытого угольного разреза - для осуществлении  авторского надзора и доработки чертежей по ходу дела.
  Город Карпинск – по имени геолога Карпинского – бывший посёлок Богословский при Богословском заводе – находится  на севере Свердловской области.
Командировка продолжительная – 2 раза по одному месяцу.
      Зима, погода самая лыжная. Два выходных в неделю. А в 60 –ти километрах на север, в горах, находится турбаза «Северный Урал». Ну, так это то, что нужно!
  На заводе нам выдали спецовку - костюмы из плотной «чёртовой кожи» и лыжи тоже нашлись. И вот мы вдвоём с моим Главным Конструктором наладились каждые выходные
ездить на эту турбазу. Собственно на самой турбазе мы ни разу не ночевали. В автобусе мы познакомились с местными туристами, которые также выезжали каждые выходные в ту сторону. Они выходили не доезжая турбазы – на реках было несколько избушек, где они останавливались. Народ они были весёлый, добродушный и гостеприимный – приглашали нас – на  свою ночёвку.
 Приезжали в пятницу вечером, уже в темноте, и шли по лыжне в сторону избушки.
Мне было 37 лет, я в самой форме, моему шефу – 50 и мне он казался уже пожилым, но он бодрился и старался не отставать. Зимой, в ясную погоду, ночью довольно светло даже в лесу – снег отражает свет звёзд и луны, но  Николай Сергеевич был близорук и в темноте ориентировался неважно. Он шёл позади меня и говорил иногда:
- Николай Владимирович, не идите так быстро, потому что кроме концов Ваших лыж я ничего не вижу!
 Избушки были небольшие - охотничьи вежи. Группа человек из десяти – пятнадцати  набивалась туда, как сельди в бочку. Натопливали до одури и спали кто где устроится. Нам – по старшинству - уступали лучшие места на нарах. К утру избушка выстывала до нуля, наверное. Но, несмотря на духоту в избушке, все высыпались и утром бодрые и весёлые расходились по своим развлечениям. Кто - проверять свои силки, другие катались с гор или играли в футбол. Мы с Н.С. ходили по окрестностям, изучали местные горы.
    Однажды встретили охотника в характерной местной охотничьей амуниции – куртка  была – обрезанная солдатская шинель, лыжи были подбиты камусом – мехом с коротким, однонаправленным мехом. Такой мех не даёт лыжам скользить назад.
 Я даже попробовал на них пройтись – довольно лёгкие и очень удобные они, я думал тяжелее.
Лазали мы и по скалам, снег там очень плотный – фирн и я беспокоился за Н.С.,
как бы он не сорвался - трудновато было удержаться. Но он держался молодцом.
             Однажды мы приехали в метель и нам предстояло переночевать на турбазе.
Время было не позднее и мы вдвоём решили всё же прогуляться в сторону известного
плоскогорья – по лыжне.  Вышли на плоскогорье – красота. Плоскогорье - такая безлесая чаша, окружённая гольцами - вершинами гор, с которых ветрами сдувается всякая растительность. Метель создавала определённый флёр открывшейся картине. Каньоны между этими вершинами довольно схожи между собой и мне  показалось, что один из каньонов мне знакомым – мы прошлый раз катались там с горки. В каньонах начинаются леса, переходящие в бесконечную тайгу.
    В каждом каньоне начинается ручей, который превращается в реку. Если идти по реке, то неизбежно выйдешь на дорогу, ведущую на турбазу, и можно сделать круговой маршрут. Вот я и предложил такой вариант. Мы свалились в этот каньон – там тишина и покой, но здесь я понял, что мы свалились не в тот каньон. Дело в том, что в здешних горах много рудных залежей и поэтому существует значительное магнитное склонение. Поэтому компасу нужно доверять с большой оглядкой, учитывать это самое склонение, которого я и не знал.
  - Ну, что, полезли обратно? – спрашиваю.
 Николай Сергеевич посмотрел вверх на крутой заснеженный подъём - туда, где
по-прежнему бушевала метель и говорит:
 - Нет, наверх я не пойду!
   Честно говоря, такой ответ меня даже обрадовал – он сулил приключения.
Речка, по которой нам предстояло идти, тоже выходила на ту же дорогу, но она шла по дуге большего радиуса и, соответственно, была гораздо длиннее.
В долине реки было довольно тихо. Мы заложили холодную ночёвку – сделали стенку из ёлок, с подветра разложили костёр и улеглись между этой стенкой и костром, подправляя костёр по очереди, и переночевали неплохо -  морозец был небольшой. (Здесь нам очень помог мой Мачете. Дело в том, что рабочие на заводе – в знак приязни - буквально за 5-10 минут изготовили нам пластину из нержавейки – как заготовку ножа. Из кругляка кузнец отковал пластину, которую прошлифовали с двух сторон и – готово. Я заточил её с одной стороны, обмотал  конец изолентой – в качестве ручки и получилось подобие мачете. Снаружи штанины я пришил длинный карман – ножны, и вот -  я вооружён и очень опасен:)
     Весь съестной запас был у нас с собой – мы брали с собой только сало и хлеб.
      Следующий день преподнёс нам неприятный сюрприз – по реке шла сплошная наледь, т.е. вода шла поверх льда, вследствие перемерзания русла реки или же это притоки не могли пробиться вниз, к основному руслу.
  И на лыжи наши постоянно налипал мокрый снег, который  мешал идти. Приходилось через каждые сто метров останавливаться для очистки лыж от налипшего снега. Здесь нам опять помог мой мачете.
  Вследствие такой оказии скорость нашего передвижения снизилась до нельзя и за весь день мы не смогли выйти на дорогу.  Хорошо ещё, что мы шли налегке – без рюкзаков. Пришлось закладывать вторую ночёвку.
   На третий день мы доели остатки своих харчей и двинулись дальше по реке в таком же темпе.  Стало немного тревожно, но к двенадцати часам мы вышли на большую поляну, плотно утоптанную многими  ножками. Видимо здесь играли вчера в футбол. Ура! Значит дорога близко. В сторону уходила просека с лыжнёй.  Мы поднялись немного по нормальной лыжне и увидели…группу туристов. Они напоили нас горячим кофе и подкормили малость.
  Когда мы вышли на дорогу, то увидели автобус, идущий в город. Автобусы здесь ходят очень редко – нам повезло. Был уже понедельник, пассажиров было мало.
Ребята с заднего сиденья спросили – кто мы такие? Мы объяснили.
   - Так мы едем в город за спасательной командой!
Дежурный спасатель на турбазе знал – куда мы пошли…
 ….На работу мы опоздали на полдня:)…

Послесловие
 Сейчас, когда я пишу эти строки, мне уже 82,5 и я люблю потеплее укрыться на ночь.
               Перечитывая свой рассказик, удивляюсь тому Духу Авантюризма и жажды приключений, жившими (живущим) во мне. Наверное долгое стояние за конструкторским кульманом побуждало к этаким кульбитам – без снаряжения пускаться в зимний маршрут. Впрочем, мы были одеты по-зимнему, а гибель от переохлаждения, по словам местного спасателя, чаще случается как раз летом. Летние ночи в горах довольно холодные, а днём - по тёплой погоде - ребята уходят в горы налегке и, если приходится заночевать вдали от турбазы, то люди могут погибнуть даже при +10…