Литературная дуэль

Людмила Кузнецова-Кожевникова
Лена К.:

- Белла - шедевр и талант! Стихи её для людей, понимающих поэзию.


Валентина М.:

- Прочитайте историю отношений Ахмадулиной и Евтушенко.


Людмила К.:

- История отношений должна читаться в стихах, без посредников, без чьих-либо объяснений. Сам стих - истина, исповедь прежде всего перед самой собой, перед Богом, перед людьми.


Валентина Я.:

- Стихи Б. Ахмадулиной очень девичьи, красивые, проникновенные.


Людмила К.:

- Поэзия тем и дышит, что она создана не только для себя, но и для читателей. Без постороннего глаза она тухнет, ей нужно внимание, разные взгляды на данную проблему или позитивное событие. Стихи должны волновать умы и сердца людей, жить в веках... Темы разные прописаны в стихах: от личных отношений до проблем мирового масштаба. Поэты несут свет - это их главное предназначение. Их миссия, порученная им Богом.


Лора К.:

- Возможно, из таких трагических историй и возникают лучшие стихи...


Алексей Н.:

- Она хотела быть женщиной,
небесами завещанной,
пусть слегка опечаленной,
но по жизни отчаянной...
И чтоб все это видели,
и её бы услышали!
Чтобы образы светлые
было видно над крышами.


Ольга Я.:

- Такое личное и на обозрение... Это внутренний разговор, он и утешение, и оправдание, и наказание... Это очень сильно, даже слишком...


Владимир М.:

- А понять её может всякий, переживший подобное. И неважно - мужчина или женщина... Эта боль понятна всем пережившим.


Наталья М.:

- Стихи прекрасные, душа вывернута наизнанку. И сущность мелкой душонки мужика, к которому обращены эти слова, показана блистательно!


Пётр П.:

- Ага, Пушкин писал о лучшем в своих любимых женщинах, Цветаева любовалась своим героем в "золотых погонах". А вы подняли на щит Ахмадулину, которая видит в своём избраннике только мерзкое. Или тут Пушкин и Цветаева не в моде? Тут третьеразрядных поэтов любят цитировать: Евтушенко, Окуджаву, Рождественского? Уж, хотя бы Вознесенского, что ли, а не этих задрипанцев.


Людмила К.:

- Все, кого Вы считаете "задрипанцами" - поэты шестидесятники. В то время ими зачитывался и слушал их выступление с трибун весь СССР. А кого попало народ слушать и почитать не будет. У всех этих поэтов - Божий дар. Это бесспорно. Стихи любого поэта созвучны внутреннему состоянию души. Не пишутся оды, если в сердце развал и разруха. Фальшь заметит каждый, если автор попытается приукрасить ситуацию. По одному стихотворению нельзя судить о таланте и человеческих качествах автора. Надо, как минимум, прочесть его книгу стихов. А в ней есть и позитив, и негатив (это у любого поэта). Все мы - люди, с присущими слабостями и силой. А когда, что проявляется в нас - это выход из сложившейся жизненной ситуации.


Пётр П.:

- Да, может, в ритм попадёт и "Миллион алых роз"? Но от этого эти стишки не станут великими. Но уж, прости ты меня, это зависит от вкуса, образования, ума. Кто-то в восторге от пьес Арбузова, а кто-то много раз перечитывает Вампилова. Для кого-то стихи Дербенёва кажутся стихами, а кто-то читает Гумилёва стихи.


Людмила К.:

- Каждый человек имеет право на своё собственное мнение. О вкусах не спорят. Но есть шедевры, которые невозможно очернить. Провожу аналогию (моё четверостишие о женщине):

Ту женщину, что вам не по зубам,
едят глазами, сплетнями съедают,
но всё же восхищаться ей заставит
её непревзойдённый, лёгкий шарм.

        Также и шарм стихов заставляет нас ими восхищаться. Если это действительно шедевры...


Пётр П.:

- Но что ты считаешь победой над женщиной? Чтобы она удавилась от любви? Вот как раз таких "побед" мне не надо. Будь вся моей, а потом я тебя элегантно отстраню. Вот так поступают настоящие поэты.


Людмила К.:

- Над отношениями надо работать двоим, годами, а не одерживать друг над другом победу. В идеале, всё начинается с искорки, промелькнувшей между двоими. Это перерастает во влюблённость, затем - в любовь, уважение, а с годами - в доверие, помощь, благодарность, преданность. Чужой человек становится родным за долгие годы совместной жизни. Боязнь его потерять, молитвы за него. В глубокой старости считать подарком, хотя бы ещё сутки провести вместе. Один партнёр на всю жизнь - такими нас создал Господь Бог.


Татьяна К.:

- А стихи просто шедевральные! Не всем они понятны. Надо быть тонким и душевным человеком, чтоб они тронули. А Светлана Немоляева их прочла в фильме исключительно!!!


Саша:

- Прекрасные стихи... Пережитое легло на бумагу и коснулось самых глубин душ многих, кто был "ранен" или "убит" любовью...


Виктор Е.:

- ...а ведь хороша!!! Личная жизнь у каждого своя. Не нам о ней судить. В наше время таких нет и близко...


Нина С.:

- Белочка - прозвище её "Господня дудочка". Ценна содержательная поэзия при жизни и после.


Миша Д.:

- Люди становятся всё хуже и хуже... Кому нужна поэзия?


Елена Т.:

- Как надоели эти ваши клише о "жертвенности" любви! Любовью надо наслаждаться, а не считать, что ты кому-то её пожертвовал!


Пётр П.:

- А по-моему, люди должны общаться. Но общение не подразумевает собой поддакивание. У Ахмадулиной есть хорошие стихи, но не эти куплеты из фильма Рязанова. Это же просто дурной вкус.


Надежда Ч.:

- У Эльдара Рязанова не может быть плохого или хорошего вкуса! Этот великий режиссёр - он вне конкуренции! У него только любимые всеми шедевры...


Пётр П.:

- Может, лучше о стихах поговорим?! Ведь это самое лучшее, что человечество произвело с тех пор, как превратилось из обезьяны в человека.

"Друг мой, друг мой,
я очень и очень болен.
Сам не знаю,
откуда взялась эта боль?
То ли ветер свистит
над пустым и безлюдным полем,
то ль, как рощу в сентябрь,
осыпает мозги алкоголь".

        Вот это стихи, а не кухаркины вирши.


Людмила К.:

- "Некрасивая девочка" Заболоцкого, "Зимняя ночь" Пастернака, "Генералам 20 века" и "Мне нравится, что Вы больны не мной" Цветаевой, "Песня о Родине" и "Ноктюрн" Рождественского - это шедевры.


Пётр П.:

- Что ты слово Шедевры легко даришь? Пастернак - выдающийся поэт. Я просто его не люблю. Цветаева - единственная женщина, которая писала настоящие стихи. Багрицкий - поэт, Твардовский - поэт, а Евтушенко, Симонов, Рождественский просто рядом не стояли.
        А нравится тебе наше любимое в армии стихотворение Симонова "Открытое письмо женщине из города Вычуга"? А Багрицкого "Смерть пионерки"? А Твардовского "Я убит подо Ржевом"? До костей пробирает. Это одно из лучших стихов, написанных на русском языке. Мне вот совершенно не нравится "Жди меня, и я вернусь". Именно из-за темы. Я бы своей жене совсем другое написал:
- Будь счастлива и найди себе другого, раз я погиб. Для того я и погиб, чтобы ты жила и была счастлива. А что ждать мёртвого?


Людмила К.:

- "Я убит подо Ржевом" и "Смерть пионерки " со школы не перечитывала, плохо помню смысл. "Открытое письмо" мне прочла года 3 назад знакомая, по телефону. Я её попросила прочитать его ещё раз 5 подряд. Так оно меня поразило: и в ВОВ были такие предательницы...
        "Жди меня" я несколько иначе понимаю: были же в ВОВ и недостоверные факты или пропавшие без вести. И многие переставали ждать, устраивали свою личную жизнь, а потом пропавший без вести возвращался, а она уже замужем.
А ещё стихотворение можно понять так:
- Жди! И я не посмею не вернуться.


Пётр П.:

- Были такие случаи, но единичные.


Людмила К.:

- Нам трудно судить, кто, как поступил в войну. Правильно, жизнь должна продолжаться. Из Вычуга однозначно - человек низких моральных качеств. А вообще, мужчина - защитник, а женщина - тыл. Как я писала в своём стихотворении: мы вас на подвиг вдохновляем и ждём с победою домой. 


Пётр П.:

- Твои мысли мне нравятся.


Людмила К.:

- А вот у Цветаевой мне далеко не всё нравится. Она писала о своих книгах:

"Пылятся на витринах магазинов,
где их никто не брал и не берёт.
Моим стихам, как драгоценным винам,
настанет свой черёд".

       Вот и настал. Сейчас нашлись ценители её творчества.


Людмила С.:

- "Сейчас нашлись ценители её творчества". Не завидуйте Цветаевой и не оскорбляйте ценителей творчества гениальных авторов.   Если Вам не дано, это не значит, что и другим не дано ...


Людмила К.:

- Я никому не завидую и никого не оскорбляю. Только выразила своё мнение по поводу творчества Цветаевой. Она гениально написала "Генералам 20 века", "Мне нравится, что Вы больны не мной". Но, прочитав её книгу стихов, я близкого для себя больше ничего не нашла. А другие читатели, видимо, находят. И дай, Бог! Наслаждайтесь её творчеством, если вам нравится. Сколько людей, столько и мнений... У каждого автора, будь он великий или малоизвестный, есть свой читатель. Великими становятся те, которых признаёт большое количество людей.
       "Чёрный квадрат" Малевича... На мой взгляд, он просто нарисовал квадрат и закрасил его чёрной краской. А люди в нём разглядели гениальное. У каждого своё видение и понимание мира.
        Когда я впервые (ещё в юности) прочитала философскую сказку "Маленький принц" Экзюпери, то была приятно удивлена и восхищена фантазией автора. Он нарисовал рисунок и поместил его в свою книгу: ящик с кружочками. И пояснил, что в нём находится барашек. Он сделал много иллюстраций со смыслом, незаметным обычному глазу, но меня поразила именно эта. А каким путём и образом автор ведёт в свой мир каждого - это отдельная тема для беседы. И каждого ли это цепляет?
         Оппонент и мой обвинитель, что же Вы молчите? Вам больше нечего сказать? Есть понятие: если человек кого-то в чём-то обвиняет, то он сам напичкан и грешит этим. Подумайте над этим понятием!
        А вот теперь всё. Литературная дуэль окончена. Я ухожу вглубь сцены, не проронив больше ни единого слова. Поворачиваюсь лицом к публике, и в моих поднятых руках, на уровне чела, НЕПРЕРЫВНО трепещет алый, шёлковый платок...



записала Людмила Кузнецова -Кожевникова