Какими глазами видим мы этот Мiр

Иерей Рустик Лужинский
ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
недавно расшифрованные из аудиофайлов
Иерей Рустик Лужинский

 Воскресная Проповедь на Литургии в Праздник Святых Отцов всех Вселенских Соборов и исцеления слепцов в Казанском Храме посёлка Октябрьский
   
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
«По вере вашей да будет вам», - сказал Иисус Христос двум слепцам, которые подошли к Нему за исцелением. Господь спросил: «Верите ли в то, что Я могу сделать это?» Они сказали: «Верим». И тогда Господь исцелил их и запретил им говорить о Себе, но они от радости не могли сдержаться и рассказали по всей округе об этом исцелении. И как они могли сдержаться, если были слепы, а потом прозрели.
Сегодня Святая Православная Церковь в этот Воскресный День вспоминает исцеления двух слепых, а также Святых Отцов шести Вселенских Соборов.
О чём же этот день сегодняшний? Конечно же, о Воскресении Христовом, потому что каждое Воскресение – это воспоминание Пасхи. О чём же ещё этот день? Святая Православная Церковь предлагает нам подумать: не слепы ли мы; видим ли мы так, как хочет этого Господь? Видим ли мы, дорогие братья и сестры, так, как это хочет наш Бог, как Он создал наши глаза? Видим ли мы глазами Божьими или видим мы глазами дьявола? Давайте сегодня подумаем об этом. Подумаем также о том, что сделали нам Святые Отцы шести Вселенских Соборов. Эти два события, которые сегодня связала Православная Церковь на Литургии, помогут нам во многом разобраться, если только мы этого захотим, если мы только захотим видеть так, как видит Бог.
Святые Отцы шести Вселенских Соборов выделены Церковью отдельно и не зря, потому что первые шесть Вселенских Соборов защищали от еретиков догматы Церкви, которые утвердили понятие о Святой Троице.  А седьмой Вселенский Собор защищал иконопочитание.
Первый Вселенский Собор стал защищать Иисуса Христа как Бога. В дальнейшем догматы всё утверждались и утверждались о Пресвятой Троице, догматы очень важные, которые помогают нам сейчас жить. Это не то, что раньше этих догматов не было, но они были внутри Церкви и хранились в драгоценном хранилище. Святая Церковь доставала их тогда, когда еретики нападали на Церковь и хотели её разрушить.
Сейчас Святая Православная Церковь, утвердившись после этих Соборов, уже незыблемо стоит на этих столбах веры. Эти шесть Вселенских Соборов – это шесть столбов, которые держат всю Церковь. В седьмой Вселенский Собор утвердил иконопочитание и показал еретикам, которые вроде и признавали эти шесть Вселенских Соборов, но уклонились от иконопочитания. Тем самым они низвергли всё остальное. Было много споров, но эти споры были важны для того, чтобы люди, которые живут сейчас, спустя столько лет, могли опираться на них. Когда человек идёт по болоту, он старается наступать на кочку, чтобы не утонуть. И также мы, братья и сестры, должны искать эти кочки, чтобы ступать, идя по болоту этой жизни. Нам очень важно иметь твёрдое основание, нам очень важно на что-то опереться, за что-то ухватиться, вылезая из болота. И вот Святая Православная Церковь подаёт нам шесть веточек, за которые мы можем схватиться, одна за другую, и выйти из этого болота, из трясины неверия.
Сегодня каждый из нас может помолиться Святым Отцам, чтобы мы утвердились. Ибо сейчас мы видим, как воскрешаются старые ереси, как возникают некоторые проповедники, которые говорят, что догматы не так уж и важны, что главное нравственность. Но разве это так? Представьте себе такую картину, если во всём мире сотрутся границы государств. Что будет? Как мы сможем защитить свою Россию? Как человек будет жить, если у него не будет стен в доме?
Поэтому, дорогие братья и сестры, очень важно иметь границы, очень важно иметь черту, за которую нельзя переступать. И поэтому Церковь прочертила эту красную черту, показала нам границы, за которыми находиться пропасть. До сих пор идут споры у людей, что же важнее: нравственность или догмат? На самом деле это несопоставимые вещи, потому что в самих догматах и заключается нравственность, в них есть нравственность во всей своей полноте, потому что в догматах Сам Христос утверждает Церковь, и сами догматы и утверждают нравственность. И поэтому это бессмысленный спор. Если человек будет знать догматы, жить по догматам Церкви, ведь мы поём Символ веры, если простой христианин будет исполнять то, что даёт ему Церковь, будет исполнять Символ веры, то в этом будет заключаться суть его христианской жизни: стяжание Святого Духа, в чаянии, в ожидании Страшного Суда. Такому человеку этих догматов будет вполне достаточно, ничего другого ему не нужно, потому что это и будет основа основ. Это как некий скелет. Представьте себе человека, у которого не будет скелета. И поэтому каждому очень важно обрести этот правильный скелет христианской жизни, чтобы на него можно было опереться, чтобы в трудную минуту человек знал, что ему делать.
Когда человек тренируется в догматах каждый день, каждый день дрессирует самого себя, как дикого зверя, когда укрощает свои страсти, тогда, когда наступают бедствия, тогда он знает, как поступать, потому что он тренировался всю свою жизнь.
Пусть из нас никто не надеется, что он может прожить трудные времена последних времён, надеясь на самого себя. Только с помощью Церкви мы сможем пройти трудные времена, только с помощью фундамента веры, с помощью Святых Отцов, догматов Церкви мы сможем выдержать все испытания.
Мы с вами можем сказать сейчас, что мир обезумил. Мир говорит православным христианам: «Что вы уцепились за свою православную веру? В чем суть вашей веры? Почему другие веры плохие, а ваша вера хорошая, говорите вы?» На это мы можем ответить так: «Истин не может быть несколько. У каждого человека своя правда, но это не истина. Истина может быть только одна. И это истина – это Сам Христос, Он оставил Самого Себя нам. Он восседает на Божественном Престоле и каждого из нас встречает и ждет. И когда мы сюда приходим, Он подкручиваем нам винтики, как в сломанном механизме. Он Великий Часовщик, который исправляет часы нашей жизни, и время нашей жизни течёт уже по-другому, когда мы выходим из Храма. Тогда все дела наши исправляются, потому что исправляется догматика нашего сердца. Наше сердце начинает биться в ритме в Божественными часами, и наши глаза открываются».
Святые Отцы говорят: «Как ты веришь, так ты и живёшь. Как ты веришь, так ты и видишь». Нам нужно постараться здесь на Божественной Литургии упросить Господа, чтобы Он исцелил наше зрение. Если мы считаем себя зрячими, то надо задуматься зрячие ли мы? Не застилает ли грех и различные страсти наше зрение? Видим ли мы Бога? Видим ли мы природу, которую создал Бог для нас? Видим ли мы сорняки, которые произрастают и заглушают пшеницу? Видим ли мы погибающих людей вокруг нас, которым нужна помощь? Видим ли мы, что перед нами стоит ловушка дьявола, и мы можем в неё попасть?
Если мы увидим, что в чём-то мы слепы, то сегодня надо постараться упросить Господа, схватиться за Его Ризу, чтобы Он исцелил нас, как схватились за Господа слепые, потому что они видели, что все люди, которые учат их нравственности, тыкают им, что они грешники, не могли исцелить их. И то, как Господь Иисус Христос, который ходил в простой одежде, который был простым Исцелителем, Он не знал где приклонить голову свою, Он ходил и проповедовал для каждого человека, который звал Его. Но именно такой Богочеловек смог исцелить этих слепых.
Нам тоже сегодня в память Вселенских Соборов нужно упросить Святых Отцов, чтобы они подвели нас ко Господу, потому что обессилены и расслаблены. Чтобы эти Святые Отцы Вселенских Соборов утвердили нашу веру, чтобы они исправили сколиоз нашего позвоночника, чтобы наш духовный позвоночник выпрямился, и мы смогли стоять прямо перед Царём царей, чтобы мы, исправив свой скелет, смогли стоять прямо против опасности этой веры и смогли не только сами утвердиться, но и утвердить своих детей, своих мужей, жён, своих родственников.
Вспомним интересный случай из жизни первохристиан. Когда были вот эти споры на Вселенских Соборах, тогда возникли первые еретики, и они подвизались и много молились. В одном православном монастыре подошли к Старцу юные монахи и говорили: «Почему же мы стоим в правой вере, почему же мы не можем так молиться и поститься, столько стоять на коленях, столько не пить воды, столько не есть еды, как эти еретики, которые находятся совсем рядом. Почему так происходит? Может мы не правы? Может правы они?» И на это старец ответил: «Приходи через сутки». Эти молодые монахи-послушники пришли к Старцу через сутки, и Старец все эти сутки молился непрестанно Богу, чтобы Господь показал своё чудо и утвердил православие. Старец подвёл молодых монахов к этому иноку, который молился, и они увидели над ним чёрного голубя. Этот голубь был весь истреплен и был весь в саже, он пытался взлететь на небо, но не получалось. Молодые монахи были удивлены: «Что же это? Что же это за видение?» И Старец ответил: «Это его молитва. Этот человек, находясь в еретическом отступлении от Церкви, поправ догматы Церкви, не является угодным Богу. И сколько бы он не молился, сколько бы он не постился – всё напрасно, Бог не принимает его молитвы, его молитва, как чёрный голубь. Он может молиться и поститься, и делать добрые дела лишь потому, что ему не мешает дьявол. А вам так тяжело это делать: и молиться, и поститься, и стоять на коленях, потому что против вас воюет весь духовный падший мир».
И поэтому, дорогие братья и сестры, пусть никто из нас не унывает, пусть никто не смотрит на этих язычников, на сектантов, протестантов, которые могут и молиться, и делать добрые дела, и быть нравственными. Свою нравственность они украли у нас, у православной Церкви. Они могут делать добрые дела, долго молиться и радоваться лишь потому, что им не мешает дьявол.
Мы должны утвердиться в православии, никому не завидовать: ни богатым, ни бедным, ни знаменитым. Мы должны только ухватиться за Ризу Христову, почувствовать себя в чём-то лишенным зрения и упросить Господа исцеления, и тогда мы будем видеть всё так, как оно есть. И тогда наше сердце будет по истине прилеплено к Господу, и тогда глаза нашего сердца будут по истине видеть так, как видит наш Бог. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!


31.07.2022 г.