Как взрослые подавляют в ребёнке творчество

Вероника Саникович
Будучи ребенком, В. любил рисовать. Все дети любят рисовать. Сначала это рисунки на тарелке из размазанной каши с каким-либо фруктом, потом – рисунки на обоях и мебели. И как бы взрослые на своего любимого человечка не кричали, не пытались растолковать, что это «кака», «так хорошие детки не делают», эти детки подрастают и начинают браться за карандаши и лист бумаги. Начинают творить.

Спешно, водя карандашом по бумаге, вырисовывается один кружочек, потом второй, потом идут палочки. Получается семья – папа, мама, «я». Потом чадо совершенствуется – закрашивает фигурки в разные цвета, на кружочках появляются глаза, нос, рот (кто-то из «умнейших» пририсовывает уши).

Один рисунок, второй, третий… Так родитель и не замечает, что уже ставит подпись на бланке с целью отдать ребенка в художественную школу.

Ах, да. Ребенка спросили? Спросили, скажете вы. И вот горящие глаза, сжатые кулачки и детская улыбка так и говорят вам: «Да, мама, я буду, буду, честно-честно, буду ходить в художественную школу и рисовать». Рисовать что? Собачек? Цветы? Рассветы и закаты? О-о-о… заблуждаетесь; вазу, чучело петуха, яблоко – все что будет рисовать ваш ребенок (не то, что он хочет, а что скажут; не так, как он видит, а как видит учитель).

В. поделится с вами своей историей становления как художника.

.Все начинается с одобрения.

Вы приняли решение взрослого человека – отдать ребенка в творческую школу. Вы осознанно купили дорогую акварель, гуашь, кисти разных размеров, кто-то может купил и мольберт (а чтобы ребенок еще и дома рисовал). Каждый вечер, или утро, отводите человечка в здание, где много таких же «творческих».

Причин, почему вы так сделали, куча. Две из них – самые распространенные:

Экономия своего времени. У вас появится то долгожданное свободное время. И вы лично в праве им распоряжаться. Не надо дополнительно часа четыре, а-то и пять, сидеть и смотреть с ребенком мультфильмы, готовить, убирать за ним его игрушки и одежду. Вы достойны теперь того, чтобы лечь-взять телефон в руки-спокойно посмотреть ВАШ любимый сериал или фильм. Кто-то может даже работает, а пока ребенок в художественной школе, волноваться не о чем – он под присмотром таких же взрослых.

Вы увидели потенциал. И, как наблюдается в социопсихологии, если ребенок сразу за что-то взялся и у него это получается, то нужно это стремительными темпами развивать. Ваш ребенок активный – отдаем его в бокс, на танцы; ваш ребенок часто слушает музыку и ему нравится, ну не знаю, пианино – отдаем его в музыкальную школу. Но он же получит детское образование, будет саморазвиваться. Это разве не плохо? Не плохо, если человечку больше тринадцати и он сам в силах решить, к чему ему стремиться: танцы, пение, рисование, спорт. Увлечений для детей сейчас много. Даже IT-школы (что там забыл ребенок десяти лет…).

.От понедельника до понедельника.

Дальше вы будете наблюдать такую картину. Понедельник: ваш ребенок встает рано утром, умывается, завтракает, идет в школу; там учится часов пять; идет домой; а дальше, о божечки, смотрит на часы и, видя, что времени до художественной школы осталось не так уж и много, в темпах садится обедать; покушал и «хвать» рюкзак с красками и другими вещичками художественными и на автобус; что же дальше – рисует он, рисует, часа четыре рисует, а потом шасть в автобус и домой; о-о-о нет, а дома уроки – не сделаешь уроки дома, будешь делать их в школе, а потом еще и двойку схватишь за невыполненное д/з… И так через день. А что по итогу? По итогу, проблемы в учёбе, где-то недосыпы. И, самое главное, потеря интереса к созданию искусства. Будет этому ребенку 25 лет, поверьте, он изредка возьмется за карандаш. Да – художественная школа за спиной, да – умеет чувствовать искусство, видит «красоту». Но, увы, сохранить ту желанную любовь к рисованию, спустя четыре года практически каждодневной рутины от школы до кровати очень сложно. Да и не каждый взрослый сможет вклинить в свою повседневную работу, например, занятия спортом или, как минимум, собраться с друзьями на «шашлычок». С чего вы вдруг взяли, что ребенок свободнее?

Нет, не спорю, что есть исключения, есть человечки, которые могут все это успевать. Но в этой игре нужно что-то потерять. Именно так детские игры становятся взрослыми, а дети теряют все прелести ребячества и с раннего возраста зарабатывают себе на головные боли, еженедельную потерю сил и потерю желания, после этого *** художественного образования, развиваться в этом направлении.

Все должно быть осознанно. У каждого должен быть выбор.



Картина: Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. 1823 - 1831