Вещий Олег - часть 3

Евгения Грекова 2
                Версия
                По мотивам  работ:

=  «Рюриковичи. История  первой династии». Марина Михайловна Бандиленко (1974).
=  «Русь. Легенда о Рюрике» - Сергей Николаевич Короп (1960).
=  «Конунг» - Илья Владимирович Бояшев.(1961).
=  «История династии Рюриковичей» - Александр Фокин (1988).
=   Статьи из интернет – источников.
=  «История войн» - Прокопий Кесарийский (между 490-507,ум.565г.).
=  «Северные письма» - Ксавье Мармье (1809-1892).
 =  «Загадки первых русских князей» - историк Александр Сергеевич Королёв (1972).
 = «Князья Аскольд и Дир»-Русская историческая библиотека,- по материалам русского историка Василия Осиповича  Ключевского (1841-1911).
 =  «Аз Бога ведаю» - российский писатель, исследователь истории России и русского языка - Сергей Трофимович Алексеев (1952….).
 =  «Песнь о Вещем Олеге» - Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837).
 = Татищев Василий Никитич (1686-1750) «История Российская» кн.1 гл.1У Вырезка из «Повести Временных лет» о Вещем Олеге - кн.2.,гл.2.
 = «Рюриковичи. Князь Олег» - Галина Феодосьевна Петреченко (1942…).
 = «Внешняя и внутренняя политика княгини Ольги» - Информарус.
 = «Ольга – королева русов» - Борис Львович Васильев (1924-2013).

                ===============================

        Вещий Олег - краткая военная биография - войны:
= Покорение русских племен (882-885).
= Русско-византийская война (907). Восточный поход (912).

        основные битвы:
= Покорение Смоленска, Любеча, Киева (882).
= Покорение Киеву древлян (883).
= Покорение Киеву северян (884).
= Покорение Киеву радимичей (885).
= Разорение побережья Аррана (912).
= Поражение в битве с хазарами (912)
 
Князь новгородский с 879 и великий князь киевский с 882 года.

                1.Введение:

       Этот великий русский князь, волхв-воитель, объединивший Северную – Новгородскую Русь (Славию) и Южную Русь (Скифию), собравший вокруг Киева громадные территории, заселённые многочисленными славянскими племенами, достоин  памяти потомков… Согласно летописям, в течение 33 лет - с 879 по 912 годы - он вёл Русскую Державу по пути воинских побед и созидания.
       Его грандиозные победы, его имя, как и итог победоносного похода на Царьград в 907 году, закончившийся легендарным действом - водружением боевого русского щита на ворота поверженной столицы Византии, (чтобы  помнили!) – записаны в генетической памяти всего русского  народа.  После этого события он и получил прозвище ВЕЩИЙ. 
       Поражённые напором дружины Олега, греки  решили хитростью одолеть его, прислав в знак примирения, отравленную пищу и напитки. Однако, Олег  предвосхитил их коварную попытку, чем и спас своих воев.
        //Летописи имеют несколько трактовок его появления в ближайшем окружении  Рюрика. По одной из них, он приходился родственником князю,как брат его супруги Ефанды. Об этом рассказывает «Повесть временных лет», и Иоакимовская летопись  также подтверждает этот факт.
       По другой версии, Олег был простым воеводой, пользовавшимся доверием правителя. Эту трактовку предлагает Новгородская первая летопись. Историки также рассказывают о скандинавской саге об Олде Орваре, освещающей факты правления Олега и доказывающей, что скандинавы знали о его существовании.//
       Личная жизнь Олега, как и его происхождение, окутаны тайной. Говорить о том, кем были его жена и дети, сложно. Однако, надо полагать, что по законам того времени, дружинники не отнесились бы с доверием и безропотностью к полководцу, не сильному в амурных делах. Воины не подчинились бы безропотно человеку,не подтвердившему свой авторитет; ведь по меркам той эпохи понятие мужественности  заключалось также в полигамии.
       Проведя большую часть жизни в завоевательных походах, Олег мог не заключить официального брака, но жёны, вероятно, а также, дети от них, вполне  могли быть, однако сведений об этом не сохранилось.
       Но в моравских источниках упоминается персонаж по прозвищу Варяг, бежавший  из Руси и имевший отчество Олегович. Кто он? Сын Олега? Не потому ли Олег долгие годы не отдавал власть выросшему сыну Рюрика, Игорю, что он планировал передать трон своему сыну?
                Для справки:

      Согласно  утверждению  летописцев, в первый раз земля, которую заняли славяне, стала называться «РУССКОЮ» в 852 году, «в царствование» императора Византии Михаила. Однако название появилось раньше: ещё  до 842 года на Крымское побережье обрушилась новгородская рать под руководством князя Бравлина, и её в византийских источниках тоже назвали РУСЬЮ. Согласно летописи, именно РУСЬ  при Михаиле ходила в поход на болгар.
       Большинство историков склоняются к тому, что изначально РУСЬЮ  стали именовать себя «русины» – славянское племя, которое ранее занимало большую часть территорий западнее Киева. Они до сих пор живут в Закарпатье, на территориях таких стран, как Польша, Чехия, Венгрия, Сербия и Словакия. Задолго до Киевской Руси это племя объединялось то в королевство Русь, то в Карпатскую Руссию. Оно назвало себя то «руснаки», то «руски», то «карпатороссы», а также «рутены» и «русские». Именно это племя дало название Киевской Руси, а затем и всему нарождающемуся русскому государству.

                2. Формирование войска Олегова.

     Рюрик, по словам летописи, перед своей смертью, вручил Олегу правление  Русью в связи с малолетством сына своего Игоря...Сей опекун Игорев скоро «прославился великою своею отважностью, победами, благоразумием, любовью подданных».
     Весть об  удачном правлении Рюрика и братьев его(?), желание участвовать в их завоеваниях и, несомненно,- надежда обогатиться,привлекали многих варягов в Россию. Князья рады были соотечественникам, которые усиливали их верную, смелую дружину.
     Олег, обуреваемый славолюбием Героев, не удовольствовался сим войском,  поэтому присоединил к нему великое число новогородцев,кривичей, веси, чуди, мери,  и в 882 году повёл их к странам Днепровским.
     Смоленск, город вольных кривичей, сдался ему, без особого сопротивления, чему способствовали их единоплеменники,служившие в дружине Олега. Первая удача была залогом новых: храбрый Князь, поручив Смоленск своему Боярину, вступил в область Северян, и взял Любеч, древний город на Днепре, где также оставил своего Боярина, как и в других покорённых городах.
 
                3. «Да будет Киев  матерью городов  Российских»:

     Сам же  Олег стремился далее: слух о независимой Державе, основанной Аскольдом и Диром, благословенный климат и другие естественные выгоды  расположения этих территорий, приукрашенные рассказами, влекли его к Киеву.
     Понимание того, что Аскольд и Дир, имея сильную дружину, не захотят  добровольно пойти под его руку, и неприятная мысль сражаться с единоземцами, равно искусными в деле воинском, принудили его употребить хитрость.
883 год…Оставив позади войско, Олег с пятилетним Игорем и с немногими людьми приплыл к высоким берегам Днепра, где стоял древний Киев; скрыл вооружённых ратников в ладьях, и велел объявить Государям Киевским, что "варяжские купцы, отправленные Князем Новогородским в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников". Аскольд и Дир, не подозревая обмана, спешили на берег; воины Олега в одно мгновение окружили их. Олег сказал им: «Вы не Князья и не знаменитого роду, но я Князь,– и, показав Игоря, примолвил: "Вот сын Рюриков! Сим словом осуждённые на казнь Аскольд и Дир под мечами убийц пали мёртвые к ногам Олеговым»...
 
      Простота, свойственная нравам IX века, позволяет верить, что мнимые купцы  могли призвать к себе таким образом Владетелей Киевских. Однако, само по себе  варварство тех времён, не извиняет убийства жестокого и коварного. Тела несчастных Киевских князей были погребены на горе, где в Несторово время находился Ольмин двор. Кости Дира упокоились за храмом Святой Ирины. Над могилою Аскольда возведена была церковь Святого Николая; и до сих пор на крутом берегу Днепра, ещё видны остатки малой ветхой церкви.
       После убийства обманутых им Аскольда и Дира,знаменитых своей личной храбростью, Олег вошёл как победитель в город их. Жители Киева, устрашённые его злодеянием и сильным войском, признали в нём своего законного государя.
       Местоположение города, судоходный Днепр, рельеф местности, позволяющий  организовать удобное транспортное сообщение для торговли или ведения войны с разными богатыми странами – с Греческим Херсоном, с Козарскою Тавридою, с Болгариею, и Константинополем – пленили Олега, и он сказал фразу, которой было суждено сохраниться в веках: «Да будет Киев материю городов Российских»!
 
        Монархи народов образованных стремились иметь столицу в середине Государства для того, чтобы лучше надзирать над общим его правлением, а также и для своей личной безопасности. Олег же, прежде всего думая о завоеваниях, хотел жить на границе, чтобы удобнее было нападать на чуждые земли; он мыслил ужасать соседей, а не бояться их.
 
                4.Расширение границ государства:

        Он поручил дальние области Вельможам; велел строить города или неподвижные станы для войска, коему надлежало быть грозою для  внешних неприятелей, а также и для внутренних мятежников. Он ввёл также налоги общие, обязательные на всей подвластной территории. Славяне, кривичи и другие народы должны были платить дань варягам, служившим в России.
        Обширные владения Российские ещё не имели стабильной связи между собой.  Ильменские Славяне граничили с Весью, Весь с Мерею, Меря с Муромою и с Кривичами.  Между Новым городом и Киевом ещё обитали народы, независимые от Руси. Олег,дав отдохнуть войску, спешил к берегам реки Припяти, туда, где среди лесов мрачных,  Древляне свирепые наслаждались вольностью, и потому встретили его с оружием. Но победа выбрала храброго Князя. И сей народ, живший на территории богатой  зверями, обязался ему платить дань чёрными куницами,по одной с каждой семьи.
       В следующие два года Князь Российский овладел землями Днепровских Северян и соседствующих с ними Радимичей. Он победил первых, освободил их от власти Козаров,и,сказав:«Я враг им, а не вам»! – удовольствовался самым  необременительным налогом, ибо верность и доброе расположение Северян были ему  нужнее для безопасного сообщения объединённых южных областей Российских с северными территориями. Радимичи, жители берегов Сожских, добровольно согласились давать Россиянам то же, что Козарам: по щлягу или мелкой монете с каждой сохи.
       Таким образом, соединив цепью завоеваний Киев с Новым городом, Олег уничтожил господство Хана Хазарского в Витебской и Черниговской Губерниях. Хан   блаженствовал в приятностях Восточной роскоши и неги. Изобилие Тавриды,  долговременная связь с цветущим Херсоном и Константинополем, торговля и мирные искусства Греции усыпили воинский дух в хазарах, и могущество их уже клонилось к угасанию.
       Покорив Север, Князь Российский обратил своё оружие к Югу. В левую сторону от Днепра, на берегах реки Сулы, жили ещё независимые от Российской державы  Славяне, единоплеменные с Черниговцами. Он завоевал страну их, а также Подольскую и Волынскую губернии, часть Херсонской,  и,(вероятно), Галицию, ибо Летописец в числе его подданных именует Дулебов, Тивирцев и Хорватов, там обитавших.

       Между тем, как победоносные знамёна Олега развевались на берегах Днестра и Буга,в 898 году Киев - новая столица его - увидела под стенами своими многочисленные шатры угров (венгерцев), которые обитали некогда близ Урала, а в IX веке – их территории простирались на восток от Киева, в стране Лебедии.  (Возможно, эта страна располагалась на территории  Харьковской губернии, где  есть город  Лебедин  созвучный  с названием страны Лебедии).
        Вытесненные печенегами, угры искали тогда новые территории для  проживания. Часть из них перешла за Дон,на границу Персии. Другие же устремились на Запад,- (место, где они стояли под Киевом, называлось ещё  в Несторово время Угорским).   
        Князю удалось наладить мирные отношения с воинственно настроенными  уграми, а также договориться с ними о доверительном сосуществовании. Они  переправились через Днепр и завладели Молдавией, Бессарабией, землёю Волошскою.

        Известно, что Олег правил Государством даже в то время, когда питомец его, Игорь,уже возмужал летами. Приученный с детства к повиновению, Игорь не дерзал требовать своего наследия от Правителя властолюбивого, окружённого блеском побед, славою завоеваний и храбрыми товарищами, которые считали его власть законной, ибо он умел ею возвеличить  Русь.
 
     Кстати, и сам Олег, будучи  регентом, не спешил передавать подопечному  в руки властные полномочия. Причин тому было, вероятно, множество: от властолюбия Олега и его нежелания делиться славой, до беспокойства о судьбе своих завоеваний,  и неверия в способности будущего правителя, хотя некоторый опыт правления у Игоря  всё же был,- ведь он правил Киевом во времена походов  своего наставника.  Однако, по возвращении в Киев, власть  вновь  переходила к Олегу.
 
     Остались сведения о вспыльчивом, агрессивном характере Игоря и его не совсем традиционных наклонностях. Также встречается информация, требующая тщательного исследования, о не совсем хороших отношениях уже взрослого Игоря и Олега, и даже о причастности Игоря к смерти наставника, вопреки общепринятой версии о гибели Олега от укуса в ногу змеёй, поджидавшей его в черепе его любимого коня…

                5. Отношения между Византией и Русью при Олеге.

      Отношения между Константинополем и Киевом не прерывались и после смерти  Аскольда и Дира. Надо полагать, что Цари и Патриархи Греческие продолжали стараться умножать число христиан в Киеве и предпринимали попытки вывести самого Князя из тьмы идолопоклонства. Но Олег, принимая у себя Священников и Патриарха  и дары от Императора, верил более всего мечу своему. Он довольствовался мирным союзом с Греками и проявлял терпимость к Христианству.
 
      Согласно Византийским известиям, в то время Русь считалась шестидесятым Архиепископством в списке Епархий, зависевших от Главы Константинопольского Духовенства. Известно также, что в 902 году семьсот россов или Киевских варягов служили во флоте Греческом, и что им платили из казны 100 литр золота. Спокойствие, установившееся на Руси после покорения окрестных народов, давало  возможность витязям Олеговым поступать на службу к императорам: греки уже издавна осыпали золотом, так называемых «варваров», чтобы они дикой храбростью своей ужасали не Константинополь, а врагов его.
 
                6. Поход Олега на Царьград, 907 год.

      Олег, наскучив тишиною, опасной  для воинственной Державы, а, возможно, и  завидуя богатству Царьграда,и, желая доказать,что «казна робких принадлежит смелому», решился воевать с Империей. Все народы, ему подвластные: Новогородцы, Финские жители Белаозера, Ростовская Меря, Кривичи, Северяне, Поляне Киевские, Радимичи, Дулебы, Хорваты и Тивирцы соединились с Варягами под его знамёнами.

      Днепр покрылся двумя тысячами легких судов: на каждом из них размещалось по сорок воинов; а конница его шла берегом. Игорь в очередной раз остался править в Киеве: Олег не хотел делить с ним опасности похода(?) или славу победы в нём?  Надлежало победить не только врагов, но и природу  такими чрезвычайными усилиями, которые кажутся едва ли по силам кому либо…

      Днепровские пороги и ныне мешают судоходству, хотя стремительное течение  воды на протяжении столетий, и деятельность людей, разрушили некоторые из этих преград каменных,- однако, в IX и Х веках они были несравненно опаснее.
     Первые варяги Киевские (866) осмелились пройти сквозь их острые скалы и кипящие волны с двумястами судов: Олег же имел флот в десять раз многочисленнее.
 
     Константин Багрянородный оставил описание того, как войско Олегово в том  плавании преодолевало трудности: « …бросались в воду, искали гладкого дна и проводили суда между камнями; но в некоторых местах вытаскивали свои лодки из реки, влекли берегом или несли на плечах, будучи, в то же самое время,готовыми отражать нападения неприятеля. Доплыв благополучно до лимана, они исправили мачты, паруса, рули; вошли в море и, держась западных берегов его, достигли Греции».
     Но Олег вёл с собою ещё и сухопутное конное войско. Как к ним относились жители Бессарабии и  Болгарии, через территории которых шло войско, летописцы  умалчивают. Но целеустремлённый и мужественный Олег приблизился, наконец, к Греческой столице, где суеверный Император Леон, прозванный «Философом», думал об  Астрологии более, нежели о безопасности Государства. Он велел только заградить цепями гавань,и дал волю Олегу разорять Византийские окрестности, жечь селения, церкви, дома вельмож греческих.
     Нестор, в доказательство своего беспристрастия, изображает самыми чёрными красками жестокость и бесчеловечность нападавших, которые терзали пленников, бросали живых и мёртвых в море. Так некогда поступали гунны и народы германские в областях Империи; также в своё время поступали и норманны - единоземцы  Олега, свирепствовавшие в Западной Европе.
       Греки, сидевшие в стенах Константинополя,смотрели на ужасы опустошения  окрестностей своей столицы. Но войско Олегово привело в трепет и самый город. В летописи сказано, что Олег поставил суда свои на колёса и силою одного ветра, на распущенных парусах, сухим путем вёл флот к Константинополю. 

       В знак победы в 907 году Олег повесил ЩИТ свой на вратах Константинополя  («чтобы помнили!») и с великой честью возвратился в Киев из похода в Византию...Знаменитый водный путь «из варяг в греки» только после этого похода стал воистину золотой жилой для молодого государства, на которой оно выросло, усилилось и окрепло.
       Народ, удивлённый богатствами, им привезенными: золотом, тканями, разными драгоценностями, произведениями искусства Греции, единогласно назвал Олега  ВЕЩИМ.
       Греки, устрашённые увиденным,поспешили предложить Олегу мир и выплату дани. Победитель требовал 12 гривен на каждого человека во флоте своём,- и греки согласились на его условия, взамен выставив свои: чтобы он,прекратил военные  действия и мирно возвратился в своё отечество. Войско Олега отступило далее от города, и возвратилось в свои пределы.
        В 911 году Олег, желая подтвердить мир с греками,отправил Послов к Императору, которые заключили с Империей договор ПИСЬМЕННЫЙ - драгоценный и древнейший памятник Истории Российской, сохраненный в Летописи.
 
       Летопись сохранила норманские имена  этих  вельмож: Карл, Фарлаф, Веремид,  Рулав, Стемид,Ингелот, Гуды, Руальд, Карн, Флелаф, Рюар, Актутруян, Лидулфост.  Они заключили с Константинополем  письменный договор,  и случилось это в 911 году. 
              7.Условия мирного договора с Византией 911 года.

      1. «Греки дают по 12 гривен на человека, сверх того - уклады на города Киев, Чернигов, Переяславль, Полтеск, Ростов, Любеч и другие, где властвуют Князья, Олеговы подданные».
       Война в те времена была народным промыслом: Олег,соблюдая обычай Скандинавов и всех народов Германских, должен был разделить свою добычу между  воинами и полководцами, не забывая и тех, которые оставались в Руси.
      2. «Послы, отправляемые Князем Русским в Царьград, брались на   довольствие из казны Императорской. Всем торговым людям, которые прибывали  в Грецию из земель русских, Император обязан был в течение шести месяцев выдавать хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды; они имели право свободного входа в народные бани, а при возвращении в страну, на обратный путь им выдавались съестные припасы, якоря, снасти, паруса и все нужное».

                Греки со своей стороны выдвинули  свои  условия:

       1. Люди из земель русских, которые будут в Константинополе не для торговли, не имеют права требовать месячного содержания. 
       2.  Князь обязуется запретить людям своим чинить обиды жителям областей  и сёл Греческих.
       3. Россияне могут жить только в одном определённом месте у храма  «Св. Мамы»; обязаны уведомлять о своем прибытии городское начальство, которое,  записав их имена, будет выдавать им месячное содержание. Они имели право входить в город только через определённые ворота, и только в сопровождении Императорского пристава,- безоружные, и не более чем по пятьдесят человек одновременно. Торговать же им разрешалось свободно в Константинополе, и при этом, они освобождались от пошлины».

     ***** Этот мирный договор, выгодный для Руси, был утверждён священными обрядами Веры: Император клялся Евангелием; Олег с воинами - оружием и богами народа Славянского - Перуном и Волосом*****.
       Для верного исполнения сих условий между Русью и Греками, написаны были договоры киноварью на двух хартиях. Царь Греческий скрепил их своею рукою, клялся святым крестом, Нераздельною Животворящею Троицею единого Бога, и дал одну хартию  князю русскому...
        Послы Русские, дали Царю Греческому вторую хартию, и клялись по закону своему, за себя и за всех Русских, исполнять утверждённые главы мира и любви между Русью и Греками.
      Подписан договор был «Сентября во вторую неделю, в 15 лето (то есть Индикта) от создания мира... (2 сентября 911г.)»

     Так Нестор описывает счастливый и славный поход, коим Олег увенчал свои дела воинские. Однако, Греческие историки молчат об этом  важном событии…Почему? 
     Но мог ли наш Летописец, живя в XI веке,полностью выдумать происшествие десятого столетия, ещё свежего в народной памяти, если бы общее предание не служило ему порукою?

      Можно согласиться, что некоторые обстоятельства могли быть приукрашены некими подвигами, впоследствии обращёнными в народную сказку, повторенную Нестором без критического исследования; но главное обстоятельство: что ОЛЕГ ХОДИЛ К ЦАРЬГРАДУ И ВОЗВРАТИЛСЯ С УСПЕХОМ, имеет право на достоверность.

        Император, одарив Послов золотом, драгоценными одеждами и тканями, велел показать им красоту и богатство храмов, которые сильнее любых доказательств показывали величие Бога Христианского…

        Олег, утомлённый летами, уже хотел только тишины и наслаждался всеобщим миром. Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствия. Окруженный знаками побед и славы, Государь народов многочисленных, повелитель войска храброго  казался грозным даже в старости. Он завершил на земле дело своё– и смерть его казалась потомству чудесною.

                8.Предсказания  волхвов о смерти Олега.
   
      «Волхвы,– так говорит Летописец,– предсказали Князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не хотел ездить на нём. Прошло четыре года: осенью пятого - вспомнил Олег о предсказании и, узнав, что конь давно умер, посмеялся над волхвами. Он  захотел видеть его кости. У могилЫ коня своего стал ногою на череп и сказал: «Его ли мне бояться»?  Но в черепе таилась змея: она ужалила Князя, и Герой скончался»...

       И здесь – сплошные вопросы… и нет однозначных ответов...И есть альтернативная версия - о причастности Игоря к ускорению смерти Олега после его возвращения из похода на Византию в 912 году…
       В бурной реке Времени  прозрачна ли вода и видны ли камешки на дне даже недалеко от берега???

        Уважение к памяти великих мужей благоприятствует любым, и таким, в т.ч. вымыслам, и сообщают их своим отдалённым потомкам через былины и сказы. Можно верить или не верить в то, что Олег, в самом деле, был ужален в ногу змеёй, но общепризнанное пророчество волхвов явно тянет на сказание, которое только доказывает народное почитание своего Героя.
       Гораздо важнее и достовернее то, что Летописец повествует о следствиях кончины Олеговой: народ стенал и проливал слёзы. Что можно сказать сильнее и разительнее в похвалу Государя умершего?

      //Новгородская летопись заявляет ещё об одной версии кончины Олега. Повествование о нём заканчивается упоминанием о гибели «за морем». Возможно, речь идёт о зарубежном походе Олега, который описывает в своих записях Аль-Масуди. Автор свидетельствовал о появлении русов в Керченском проливе.//

      Итак, Олег не только ужасал врагов, но и был ещё любим своими подданными. Воины оплакивали в нём смелого, искусного предводителя, а народ - защитника. 
      Присоединив к Державе своей лучшие, богатейшие земли нынешней России, сей Князь был истинным основателем её величия.
      Рюрик владел землями от Эстонии, Славянских Ключей и Волхова до Белаозера, устья Оки и города Ростова.
      Олег завоевал территории от Смоленска до реки Сулы, Днестра и до гор Карпатских.
       Мудростью Правителя цветут Государства образованные. Но только сильная рука истинного Героя основывает великие Империи и служит им надежной опорой в их дальнейшем развитии. Древняя Россия славится многими героями, однако мало кто из них может сравниться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили её бытие могущественное.
 
     Великие дела его и польза  государственная извиняют его чрезмерное властолюбие. К тому же во время правления Олега, наследственные права в России ещё не носили форму непреклонного закона, и поэтому не казались ему священными.  Факт пребывания его у власти, когда сын Рюрика, Игорь, уже стал взрослым, -  история также извиняет. Но кровь Аскольда и Дира, всё же, осталась пятном на его славе…
     Олег, княжив 33 года, умер в глубокой старости в 912 году. Тело его погребено на горе Щековице, и жители Киевские, современники Нестора, звали сие место Ольговою могилою.

...Олег, который станет Вещим,               
И будет Пушкиным воспет,-
Талантом полководца блещет;
Руси к добру явился в свет.

И кривичи, и чудь, и меря,               
Словене, весь: все племена,
За ним пошли, как князю, веря,-
Им смерть с Олегом не страшна.

...Был покорён Смоленск и Любеч.               
И Киев стольный – цель его;
Аскольда, Дира он погубит, 
Морене сдав их прямиком...               

...Он перенёс столицу в Киев:               
Взял под контроль торговый путь –
Деянья для Руси благие;
И ей с пути уж не свернуть.

...Его поход в Константинополь,               
И щит, прибитый на Вратах...
Вопросов порождают много-               
Ответы прячутся впотьмах.

...Подписан договор торговли,               
Что очень выгоден Руси.               
И как правитель,он - толковый,-
Налог единый огласил.         

...Кто упрекнёт его «что правил,               
Когда уж Игорь взрослым стал»?
Он добывал России славу,-
Её вознёс на пьедестал. 

И возводил её фундамент               
Надёжно, прочно, на века;
Не «на песке он строил замок» -
И в том заслуга велика.         

Объединил он Север с Югом,               
И дал России два крыла.
И здесь опять-его заслуга,
И вновь, и вновь–ему хвала.

...Блаженствуя в восточной неге,               
В нирване жил Хазарский Хан,
Забыв о давешних набегах,-
На лаврах мирно почивал.

Его хирело государство:               
Имеет всё конечный срок.
Другие возникали царства–
Таков истории урок...

...Освободил славян от дани.               
Столицу в Киев перенёс.               
И побеждал на поле брани,
Пока в тени наследник рос.

И потому Олега часто               
«Родителем» Руси рекут.
И первая из двух династий
При нём рождалась, прямо тут…

...А о семье-нет вовсе данных.               
Был одинок России страж?
Он жил в походах постоянно:
Для воина семья – мираж.               

...И об Аскольде, и о Дире               
Так много слухов разных есть;               
А время истину сокрыло,-
Мы ж примем версию как есть.

...Была жестока и кровава               
Борьба за трон во все века.
Рождалась в муках Русь-держава,
И разрослась...и велика...

А как погиб Олег? Кто может               
Дать утвердительный ответ?
Сюжеты в сагах есть,- что схожи,
Но, где же истины той свет?

...Легенда о змее укусе               
Правдивой может быть едва -
Тугой событий древних узел,-
И велика-ль волхвов вина?

Любимый конь–причина ль смерти?               
Да, полно!Нет его давно...
И всё же: «Стал его он жертвой»?
Ужель судьбой так решено? 

...Есть версия, что взрослый Игорь               
Давно уж кОсится на трон,-
Он жаждет властные «вериги»,
А к ним Олег ему препон...       

...Его торжественно встречая,               
Олегу чашу подаёт;
Тот, выпив, тотчас умирает...
А имя до сих пор живёт...   

...Событие незаурядно,-               
В былинах русских нет следов.
Не будем верить безоглядно,-
Не сбросим «вставки» со счетов...

И до сих пор бытует мненье,               
Что «первый князь Руси» - Олег.
Времён неспешное теченье               
Подскажет точный нам ответ?

Быть может,тайну нам откроет...               
Но в этом главный ли вопрос?
Ломать ли копья? Иль не стоит?
Есть Русь...«надолго и всерьёз»!

«Мать русских городов–есть Киев»!               
(Сказал на сотни лет вперёд).
Казалось бы-слова простые,
Но с них свой,Русь,ведёт отсчёт.
               
...Руси истории страницы               
Я не стремлюсь переписать.
Но ею мы должны гордиться,
И чтить как истинную Мать...


Продолжение следует: