О важности каждого члена Церкви

Иерей Рустик Лужинский
 ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
недавно расшифрованные из аудиофайлов

 Беседа в миссионерской поездке в Крым. Черноморский район

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами собрались после Божественной Литургии на Беседу-чаепитие. Сегодня у нас была память двух Святых, т.е. Церковь соединила удивительным образом Апостола Иоанна Богослова, Апостола любви, и Святителя Патриарха Московского Тихона.
Ничего просто так в Церкви не бывает, и, если нам кажется, что это случайно, то это совсем не случайно, потому что Церковь – есть Христос. Мы её члены, и всё, что происходит в нашей жизни, имеет огромный духовный смысл. Часто в Календаре мы видим, что два Святых с одним именем, жили в разных веках, но они соединились. Например, если человек жил и почитал Святого и для него это был пример, то этот Святой заботиться, и потом они могли соединиться в Царствии Божьем и их память в один день совершается. Это подсказывает нам, что Церковь очень глубоко заботиться о каждом человеке в отдельности.
Апостол Иоанн Богослов назван Апостолом любви не зря. Он единственный не ушёл от Креста Господня, его жизнь является настоящим примером любви.
Люди 21 века спросят: «Что такое любовь?» На самом деле любовь – это, прежде всего любовь к Богу. Но мы знаем, что мы проявить любовь к невидимому Богу не можем, и поэтому её проявить только через любовь к ближнему. Так вот Апостол Иоанн Богослов как раз проявил эту любовь. Это любовь проявилась, когда он не ушёл, хотя его жизни угрожала смертельная опасность: при Кресте его могли просто заколоть и убить. То есть его любовь к его Другу, его Богу, его Спасителю превышала даже страх смерти. Вот что такое любовь.
Любовь матери, когда она бросается в огонь за ребёнком, сама обгорает, но вытаскивает ребёнка из огня. Это и есть настоящая любовь, когда человек жизнь готов отдать.
Два Святых: Апостол Иоанн Богослов и Святитель Патриарх Московский Тихон – они как раз показали любовь прежде всего к своей пастве. Если вспомнить как умерли эти два Святые: они умерли своей смертью, но их можно одновременно назвать и Исповедниками, и фактически Мучениками. То есть они были мучаемы неверующей властью. Апостол Иоанн Богослов попал под языческую власть. Т.е. после того, как Иисус Христос вознёсся на Небеса, мы знаем, что евреи так и не покаялись. И Господь в наказание послал языческие войска, и весь Иерусалим был стёрт с лица земли.
Иоанн Богослов находился на острове Патмос, и он там находился на каменоломнях – это тяжёлое место: там пыль стоит столбом, там нет воды, там люди умирали от обезвоживания, от недостатка еды. Он там очень долго находился, но Господь ему там дал возможность написать книгу Откровения о последних временах. Представьте себе, сейчас Апостол Иоанн Богослов с нами говорит через эту книгу.
Тогда первые христиане очень хотели, чтобы Апостол Иоанн Богослов вышел из этого заключения и был вместе с другими христианами, которые умирали за Христа. Но он находился на острове Патмос и там был в не ком затворе. Он был как бы в стороне от этих страшных мучений, но в то же время на зов людей выйти и помочь им, он помог по-другому. Он помог своими посланиями, которые он написал христианам и помог книгой Откровения для христиан последних, которые будут жить спустя 2000 лет.
Святитель Тихон Патриарх Московский тоже находился в подобной ситуации. Спустя годы благоденствия, когда на Руси Православной кругом были Храмы, когда вроде бы всё было в торжестве православия, но потом пришли коммунисты, которые уничтожили, можно сказать, город Иерусалим, который был построен у нас на Руси. После падения Византии Русь языческая смогла впитать в себя настолько православия, что смогла на столько укрепить православие, на столько дать плодов, что люди с любовью начали удаляться в пустыни, занимались подвигами. Даже Византия была удивлена, что Россия так смогла подняться.
Святитель Тихон смог удивительным образом впитать в себя простоту русского народа. Спустя долгое время, когда не было патриаршества, Святитель Тихон, он смог, не побоясь, взять на себя церковное послушание. Ему угрожала смертельная опасность. Ему несколько раз угрожали и предлагали выехать за границу. Он, как и Царская семья не согласился выехать за границу. Он находился в Донском монастыре, но для него там была ссылка. Его келейник, когда пришли убивать Святителя Тихона, открыл дверь кельи и принял пулю на себя. Господь давал возможность Святейшему Патриарху служить и закреплять Патриаршество.
Если строят новый Храм, и если все свои силы не применить, чтобы этот Храм ожил, то он умрёт, не ожив. Как мы к грудным детям применяем все свои силы для того, чтобы их сохранить, чтобы у них было всё необходимое, так и к любому новоначальному христианину, который приходит в Храм, нужно особое внимание. Особое внимание нужно было и к Патриаршеству. Как не тяжело было Святейшему Тихону, но он всё это сохранил и не убежал со своего поста.
Есть такое сравнение священника, Архиерея со смотрителем маяка. Смотритель маяка заходит на свой маяк, но сойти обратно уже не может, потому что он должен спасать корабли. Вот поэтому любой священник, который заходит в Храм Божий – это смотритель маяка. Храм – это маяк, поэтому к маяку нужно подтаскивать топливо, чтобы маяк светился. Нужно, чтобы у священника были силы – это очень важно. Топливо – это молитвы.
В Церкви всё важно, и каждый человек важен. Человек может быть нерадив телом, но нужно бороться трудом, ходьбой, чтением молитв, Евангелия, Святых Отцов. И бороться с общим нерадением – это то, что мы с вами должны реализовать себя в Храме.
И сегодня в память этих двух Святых, пусть каждый из нас постарается также беречь Церковь, как берегли Апостол Иоанн Богослов и Святитель Тихон. Смотрите с какой любовью они берегли Церковь. В первый век христианства Церковь только начиналась, Апостол Иоанн Богослов остался единственным свидетелем, который видел Христа в это время. Мы с вами знаем, что Святитель Тихон тоже остался один на один. И поэтому нужно беречь каждого человека в Церкви. В этом и есть задача любви христианской.
Нельзя недооценивать любого человека. Вот стоит с тобой рядом бабушка или дедушка, или молодой человек, а на самом деле их призвал сюда Господь. Поэтому не смотрите на людей глазами человеческими, а глазами Божьими смотрите. Если человек зашёл в Храм, молитесь за него всю Литургию, чтобы он тут остался, чтобы он здесь закрепился, как маленький росток.
Всем помощи Божьей, сохранение любви и сохранения друг друга. Аминь.
2021 г.