Если с первого раза не получилось

Александр Фиан
Если с первого раза не получилось,
парашютный спорт не для вас.

Почти шутка.

… Одно из отличий парусного спорта от парашютного и состоит в том, что с первого раза никогда не получается, но это не трагедия  ни для вас, ни для ваших близких. Это норма…

…Свежий, сильный и ровный ветер наполняет паруса нашего швертбота. Шверт выбран, грот и стаксель раскинуты бабочкой – стаксель на правом борту, грот – на левом, гик торчит упертым в бок локтем. А если дополнительно выкинуть спинакер, то можно и взлететь! Проходим вход в протоку, оставляем на траверзе по левому борту «Остров Любви» и курсом чистый фордевиндом вылетаем на Волгу. Наши волосы, колдунчики, концы бандан дрожат от нетерпения и, как растопыренные пальцы, показывают направление хода, а ветер резвится и поет в вантах: «Только вперед! Только вперед!» …

… За «Островом Любви» вспоминаем, что обратно, если не переменится ветер, а по погоде – совсем и не должен, придется идти против ветра, как говорится, «мордевинд» - ветер в лицо, а это далеко не «фордак». А к обеду желательно успеть. Волга немного уваливает влево, открывается проход между материком и островом, куда мы и ныряем, в надежде на интересный заостровной маршрут. Но здесь прибрежные могучие сосны отбирают  у яхты почти весь ветер, паруса закисают, ход теряется. Опускаем шверт, медленно, бездарно, почти на месте поворачиваем на курс галфвинд и снова выходим на Волгу. Ловим ветер. Теперь наш обед в пункте пришествия находится высоко на ветре, одним галсом на бейдевинде не дойдем. Идем лавировкой, ограниченной кромкой фарватера и береговой штилевой зоной…

…Рулевой против ветра кричит команды.
«К повороту оверштаг приготовиться! Увалиться перед поворотом! Поворот! Стаксель-шкот травить! Гика-шкот выбрать! Левый бакштаг выбрать! Правый бакштаг отдать и закрепить! Стаксель слева вынести! Гика-шкот потравить, правый стаксель-шкот выбрать! Гика-шкот выбрать! Шкоты удерживать! Так держать!»
После поворота сначала идем полней с невыбранными до конца стаксель-шкотами и слегка потравленными гика-шкотами, а затем спокойно идем дальше до следующего поворота….

…Если начать поворот без нужного хода или получить сильный удар встречной волной в наветренную скулу, поворот может сорваться. Ветер возвратит яхту на прежний галс, и придется сделать вторую попытку. Можно по неопытности зависнуть в левентике и получить совсем уж позорный задний ход. Тогда стаксель быстро выносится на ветер, уваливая яхту на новый галс, руль поворачивается в сторону, противоположную повороту. Но до этого лучше не доводить – значительно теряется высота по ветру…

…Рулевой кричит команды против ветра.
«К повороту оверштаг приготовиться! Увалиться перед поворотом! Поворот! Стаксель-шкот травить! Гика-шкот выбрать! Правый бакштаг выбрать! Левый бакштаг отдать и закрепить! Стаксель справа вынести! Гика-шкот потравить, левый стаксель-шкот выбрать! Гика-шкот выбрать! Шкоты удерживать! Так держать!»
После поворота немного идем полней с не выбранными до конца стаксель-шкотами и слегка потравленными гика-шкотами, а затем спокойно идем дальше до следующего поворота….

…На обратный ход приходится до двадцати поворотов. Да, это не фордевинд. Но к обеду мы, все-таки, успели…

…Если что-нибудь непонятно, то это не беда. Помните, что единственный и самый надежный способ действительно понять все эти премудрости состоит в том, чтобы,
во-первых, заболеть парусом, 
во-вторых, довести свою болезнь до такой хронической формы, когда на вас махнут рукой и поставят суровый диагноз – «Неизлечим»...

…Тогда во всем остальном Вы будете абсолютно здоровы! …

Хотите попробовать?
Только запомните – обратной дороги нет!