Первая песня Марка Бернеса

Конкурс Стихов Дуэт
Не все знают, что Марк Бернес в фильме Сергея Юткевича «Человек с ружьем» 1938 года самостоятельно вылепил образ Кости Жигулева (по версиям различных источников фамилия героя в процессе работы над сценарием и съемок менялась —  Жигилев, Жигалев), которого изначально вообще не было в сценарии Погодина: подобрал себе костюм — кожаную куртку, вязаный бабушкин шарф, отцовскую ушанку, из-под которой выпустил задорный блондинистый чуб. Паренек в фильме опоясан пулеметными лентами, за спиной карабин, сбоку маузер, за поясом наган и ручные гранаты. По воспоминаниям Бернеса образ Кости Бернес буквально врезался в его память с одной из фотографий времен Гражданской войны, случайно увиденной им в музее Ленина.
Внешний вид Бернеса был настолько убедителен, что вдохновил Погодина на включение этого персонажа в ткань сценария и даже написание для него нескольких реплик. Но Бернес на этом не остановился: участвовал в доработке режиссерского сценария, вносил свои предложения, так как обладал природным юмором и той жизненной наблюдательностью, которой была отмечена и первая его роль в фильме «Шахтеры».
И хотя роль Бернеса в картине была проходной, крохотной, он не унывал, пытаясь создать запоминающийся характерный образ. Со свой стороны Юткевич предложил увеличить роль Бернеса — протащить перед камерой пулемет или ящик с патронами. Бернес берет из реквизита гармошку и с ней появляется в кадре, на что следует предложение режиссера: если за короткое время сможете найти подходящую песню ее можно включить в фильм.            
Вторым режиссером на съемках фильма работал Павел Арманд, человек разносторонних дарований, поющий и сочиняющий стихи, а в часы досуга охотно музицирующий для себя и дружеской компании. По смелой задумке Бернеса и счастливому стечению обстоятельств именно Арманд сочинил песню для его героя. После бессонной ночи поисков и бесчисленного количества вариантов у рояля в квартире Арманда на бумажный листок наконец легли строки:

Тучи над городом встали
В воздухе пахнет грозой
За далекою Нарвской заставой
Парень идет молодой.

Простой, незамысловатый ритм определил характер мелодии, такой же простой в исполнении, особенно учитывая тот факт, что серьезных вокальных данных у Бернеса не было.
Приглашенным композитором на картине был Дмитрий Шостакович, и включение в фильм песни самодеятельного автора было делом щекотливым, тем более Бернес очевидно не обладал вокальными данными, укладывающимися в общепринятые нормы.
Ситуацию спас драматург Погодин, который дописал добавочную сцену в завкоме Путиловского завода, где собирались красноармейцы перед отъездом в Смольный, и столкнул характеры основательного главного героя — солдата Ивана Шадрина — с легкомысленным, но готовым отдать жизнь за революцию, пареньком Костей Жигулевым в исполнении Марка Бернеса. Дмитрий Шостакович, незадолго до этого сочинивший «Песню о встречном» для фильма Эрмлера и Юткевича, по достоинству оценил опус Арманда и благословил его включение в музыкальную ткань фильма.
За крохотную, по сути им самим сделанную роль Кости Жигулева, Бернес был награжден орденом «Знак Почета», а так счастливо сложившаяся песня мигом ушла в народ.
Именно из песни «Тучи над городом встали» у Бернеса родилась вторая профессия — поющий актер.
Примечательно, что песня с частичным использованием ее авторских слов, была переработана в 1941 году А. Чуркиным и Л. Кронфельдом и вошла в поэтический сборник «Не отдадим»:

Тучи над городом встали,
В воздухе пахнет грозой.
Рвутся фашистские стаи
В город навеки родной.
Мы идем с тобою рядом
За любимый город в бой.
Не увидеть врагам Ленинграда,
Мой товарищ дорогой.