Te Deum Брукнера и про состояние веры в музыке

Елизавета Судьина
Здесь все же есть духовная стабильность,
А не как в Малере - язвительность и горе,
Он душу гармонично внутрь приводит,
Не давит вне, как Малер, внутрь, в сферичность.

С ним можно бесконечное слиянье,
Приятное во Все распространенье,
А не конфликтность, Вагнер-излиянье,
Или Бетховена природы наблюденье.

Здесь драматизм - как мощен он бы ни был -
Находит контролируемость Выси,
Вот так Теодицеи дух Незыблем,
ДВЕ ВОЛИ ЕСТЬ - я чувствую нескрытность,

Благоволенье той огромной Воли -
И я, такое маленькое в Лоне,
На муз невероятнейшем Просторе
Со всем - непрерываемую Слитность!

Такие мощные, масштабные хоралы,
Сродни всемирным Мартина полотнам,
И все, о чем душа когда-нибудь кричала -
Все будто капля тонет в Брукнера сверхнотах!

(Te Deum laudamus ( Тебя Господи, хвалим - на латыни «Те, О Боже, мы славим») — латинский христианский гимн)

Всё-таки Интересно, как дух и настроение человека, и даже вера передаётся в музыке! Даже не ожидала, что такое возможно, как у Брукнера, как откровение состояния веры и благодати и сопричастия. По музыке можно определить даже веровал композитор или нет, как воспринимал мир, что было для него первично, объективное-субъективное, внешнее, темы, масштаб интересов, что именно, очень детально и искренне.
Всё-таки Вера - Это особое состояние (если действительно, а не просто как направление мысли и поверхностная констатация), С БОГОМ, как бы совместно! И Брукнер это передаёт! И это помогает и укрепляет в вере и слушателя. Музыка Брукнера - музыка пребывания в Боге! Бог ощущается, Его присутствие. Удивительно! (Может, у человека есть потребность в чём-то Большем, покровительствующем и благом, и в растворении со всем, именно эти моменты выделены в состоянии веры).

Курт в книгах тоже как раз пишет, что дух потенциально первичен и иррационален за звуками. И его глава про тонпсихологию - что это вообще волны, а не что-то конечное, как в записи на стане дискретно