Валентин Распутин. От первого лица. Из интервью

Людмила Рожкова 8
Дорогие читатели!
     В начале 2000-х годов ваша покорная слуга работала в средствах массовой информации города Узловая Тульской области. Одним из самых интересных и запоминающихся мест работы стала редакция районной газеты "Знамя", которую на протяжении почти 30 лет возглавлял Сергей Николаевич Ванеев. К великой радости публикации интервью с замечательными людьми сохранены.

     Предлагаю вашему вниманию беседу с нашим современником, великим русским писателем
ВАЛЕНТИНОМ ГРИГОРЬЕВИЧЕМ РАСПУТИНЫМ, которая была опубликована в нашей газете 16 сентября 2003 года и приурочена к 175-летию со дня рождения Льва Николаевича Толстого.

     "Каждый большой писатель, а тем более писатель великий, невольно получает у нас, читателей - потомков, отстоящих от него за десятки и сотни лет, свой законченный монументальный образ. Пушкин - "легкокрылый Серафим" - изящный бог русской поэзии с его воодушевленным горячим лицом, на котором не перестают трепетать строки...  Толстой - пригорбленный от собственной тяжести и величия, глубоко запустивший могучие корни в землю и народ. Толстой, коему доверено было замкнуть торжественный и подвижнический ход русской литературы XIX столетия и стать ее вершиной. Вершиной настолько могучей, венчающей все великолепное строение великой русской словесности, что после этого ей, русской словесности, ничего не оставалось, как начать спуск. Не однажды она еще приостанавливалась, еще оглядывалась, мечтая о новом восхождении. Она и до сих пор еще задирает туда голову, не оставляя надежд, но разряженный высокогорный воздух гулко бьет в сердце, подавая сигналы к отступлению и подталкивает в спину. Вы могли еще по-свойски наградить титулом "великий" художников XX века, и даже XXI-го, но надо признать, что сам масштаб величия в нашей литературе, и не только в литературе, остающейся, возможно, по-прежнему первой в мире, уже далеко не тот..." - этими словами начал свое выступление на юбилейном вечере, посвященном 175-ой годовщине со дня рождения Льва Николаевича Толстого, член правления союза писателей России, лауреат государственной премии СССР Валентин Распутин. Сегодня Валентин Григорьевич пишет небольшие рассказы, один из последних можно будет прочитать в  11 номере журнала "Наш современник " за 2003 год. На тульской земле он третий раз. Писатель не мог остаться в стороне от столь значительного события.
     "До следующей круглой даты, двухсотлетия, мне едва ли дожить, а к Толстому я отношусь с огромнейшим уважением, с большим удовольствием читаю и перечитываю его, и поэтому я просто не мог не приехать на ваш юбилей. А также я давно с большим уважением отношусь к вашему губернатору Василию Александровичу Стародубцеву. Нельзя сказать, что мы знакомы близко, но на расстоянии моя симпатия к нему остается неизменной в течение многих лет.

 В последнее время отмечается целая гирлянда юбилеев больших писателей: пушкинский, гоголевский, впереди юбилеи Тютчева, Тургенева. Литература-то наша была богата, сейчас же нам остается использовать это богатство и серьезнее относиться к проведению таких юбилеев, чтобы вернуть читателя к литературе, ведь наш читатель, особенно читатель старшего поколения, от классической литературы не отказался. Молодежь читает меньше, а старшее поколение понимает, что в жизни остается мало такого жизнеутверждающего, говорящего столь точно о ценностях, которыми должен жить человек, как наша классика. Поэтому я с удовольствием поехал на этот юбилей.
     У меня очень серьезное пожелание к читателям вашей газеты: ни в коем случае русский человек не должен бросать книгу. Если он бросит читать, это будет трагедией. Наша страна считалась самой читающей в мире - она действительно была самая читающая. Встречи с писателями собирали десятитысячные аудитории, ведь было же это! Огромное уважение к писателю, любовь, и это не просто слова. И вдруг все куда-то стало исчезать. Появились новые писатели, новая литература. Но она, знаете, волнует кровь, забавляет, помогает скоротать какое-то время, но чаще это  - неприличная или несерьезная литература. Хочется пожелать, чтобы читатель не оказался падок на нее. Ни в коем случае не бросайте читать классику. Тогда вы не разучитесь понимать, что для вас хорошо, что плохо, что нужно для того, чтобы почесать какое-то место, а что - для того, чтобы греть сердце и душу"...