Святки да колядки

Наталья Пунина Орлова
Что ж, Друзья, у нас нынче Святки. А в Святки, куда ж без колядок? И, будучи сказочницей, я просто не могу обойти стороной эту мистическую тему.

Так что же это за «зверь» такой – колядки? В разных источниках имеются различные толкования колядования у славянских народов в старину. Считается, что гости или колядники заходили в дни колядования в каждый дом, и радушная хозяйка (ведь именно женщина отвечала за уют и хлебосольство в семье в старину) должна была одарить в первую очередь Звездаря*, а затем и всех остальных щедрым подношением. А за это колядующие наговаривали благожелательные приговоры (пели хвалебные гимны и добрые пожелания) в адрес хозяев и всех домочадцев.

Также некоторые источники утверждают, что у чехов, например, и поляков колядование проводилось ещё на Масленицу и даже на Пасху.

Не оттого ли песнопения на эти праздники делились на обрядовые и сезонные?
Но не будем здесь вдаваться в подробности, тем более, что в исторических свидетельствах детали сильно разнятся, а первоисточников мало, либо не сохранилось вовсе. Вернёмся к теме колядочных песнопений.

Так как с приходом Христианства, колядки на Руси оказались под запретом, а потому тексты многих песен преданы забвению и утрачены – фантазия нам в помощь – будем сами-с-усами их возрождать или сочинять заново.
Наши дальние предки могли, например, колядовать таким образом...

Идущий впереди всей ватаги, который несёт Рождественскую звезду (символ солнца)– Звездарь начинает звонким речитативом:

– Коляда, Коляда,
не ходи за воротА.

Хор подхватывает:

- За широкие ворОта:
там живёт не знамо что-то.

Ведь считалось на Святки грань между мирами истончается, и в наш мир могут проскользнуть духи, не всегда к людям благосклонно расположенные.

Звездарь продолжает колядовать:

– Эй, хозяйка, покажись!
Покажись-не ленись.
Двери шире открывай,
Каравай доставай
Да козули** подавай!
Запускай гостей ты в хату -
Знамо, будешь богато жить!

И хор ему вторит:

– Ой, богато
Ой, богато,
Будет полной твоя хата!

После таких слов хозяйка выносит гостям сладкие пироги, конфеты и другие вкусности. Колядующие кланяются щедрой хозяюшке в пояс и отправляются к следующей, сопровождаемые шутками-прибаутками и добрыми пожеланиями. Потому как считалось, что смех да чудачества могут отпугнуть недобрых духов, а добрых – наоборот, привлечь.

– Колядушка, Коляда,
Отворяй-ка ворота!
Нынче гости в дом пришли -
Пироги на стол мечи!
Доставай, не жалей,
Да и чарочку налей!
На праздничек, на Святки -
Народные гулянки!

Постепенно праздник набирает обороты, начинаются пляски, народные гуляния и всеобщее ликование. Девушки поют и водят хороводы, и песни звучат уже несколько иного содержания: как величальные, так и страдания... Что тут скажешь? Девушки – они и есть девушки: и на праздник всплакнуть не преминут:

Стала я как в речке вода:
Студёная, прозрачная,
Что течёт, не зная куда,
Невзгоды растрачивая.

Отнесёт ли от берегов,
Причалит ой,
Нахлынет ли...
Не видать где счастье-любовь
В степной дали?

Стану я сама речкой той,
Бескрайнею, глубокою,
Чтоб умчать подальше всю боль
В края раздольные,
Дали далёкие...

Расскажу, как тешит печаль
Не лунный свет —
В степи рассвет,
Ничего мне больше не жаль:
Не пл;чу, нет!

Пусть бежит-несётся вода
Полесьями, пригорками.
С ней пускай уходит беда
С печалями, невзгодами!

Утоплю в глубокой реке
Все горести.
Замок с ключом
Во широку брошу я степь...
Всё нипочём!

А ещё на Святки есть русский обычай гадать да загадывать на суженного-ряженого. По воде, по зеркалам, да и на туфельку. Да Вы и сами, верно, знаетете. Нет? Тогда может быть я вам когда и поведаю...

____________________________________
*Звездарь – тот, кто носит звезду (в дохристианский период - символ Солнца).

**Козули – пряники и другие сладости, которыми было принято одаривать колядующих. Одаривание козулями считалось хорошей приметой как для одаривающего, так и для тех, кого одаривают.

(все стихотворения в статье авторские)