О проходных стихах

Эрнст Эренберг
Иногда можно слышать такое утверждение — не судите по одному стихотворению о поэте, у всех есть «проходные» стихи. Вот об этом хотелось бы чуток поговорить, причем в ракурсе этой страницы, носящей критически-исследовательский характер.

Во-первых, можно и нужно судить об отдельном стихотворении. Если оно неудачное, оно неудачное, даже если его автор признанный гений. Во-вторых, суждение об одном отдельно взятом стихотворении не распространяется на творчество поэта в целом. В-третьих, судить надо не о поэте (человеке, личности), а о его творчестве. На этой странице я надеюсь выполнить эти три принципа.

Далее. Существует масса не слишком удачных стихотворений у признанных и великих поэтов? Да, существует. Но здесь обязательно надо разобраться, как, когда и где они были опубликованы. Если вы берете полное собрание сочинений поэта NN, то при анализе отдельных стихотворений обязательно надо посмотреть историю их публикации. В очень многих случаях выясняется, что сам поэт их при жизни не публиковал. Не считал нужным публиковать, по существу, забраковал.

Отличный пример – Михаил Юрьевич Лермонтов. При жизни он опубликовал совсем небольшую книжку стихотворений, между тем написано им в детстве и юности было очень много, в том числе ряд очень сильных стихотворений. Хотя среди огромной массы его опытов есть и неудачные. То же самое применимо к многим поэтам. Этот вид «проходных» стихов критиковать не нужно, суд над ними произвел сам автор.

Есть и другие примеры – когда даже известные поэты публикуют практически все, что удалось сочинить. Это уже смахивает на графоманию, и в таком случае совершенно законна любая, в том числе самая суровая критика отдельно взятых стихотворений данных авторов.

И последний из возможных случаев. Некоторые поэты пишут книги стихов с единым замыслом, композицией, единой темой. В этом случае нередко выходит так, что многие стихи такой книги читаются и воспринимаются хорошо лишь в контексте данной книги — их еще называют «книжными» стихами. В этом случае можно лишь посочувствовать автору, которому не удалось выдержать взятую ноту (если она вообще была взята!) на протяжении всей книги.

Итак, я не признаю смягчающих обстоятельств, кроме одного – если стихотворение было забраковано автором и не публиковалось им. Во всех остальных случаях критика одного, отдельно взятого стихотворения уместна.