О духовности и бездуховности в судьбе России

Игорь Ерошенко
О духовности и бездуховности в судьбе России

         Где больше духовности: в Советском Союзе было или в современной России наличествует?    Хотя нам неизвестны соответствующие социологические данные. Ответ на этот вопрос безусловен: да, в  Советском Союзе наблюдались  перегибы  «атеистического фанатизма», духовность же основной массы населения в период расцвета советского государства была выше, чем в современной России.  Духовность важна как для индивидуума, так и для общности: нации, социальной группы, класса. В апект содержания духовного мы включаем: «возвышенное», «сакральное», «метафизическое», придающее смысл бытийствованию, озаряющее движение вперёд. Религиозное, конечно, относится к духовному, но не сводится исключительно к нему.    

       Одной из причин распада СССР и стал отказ от духовности наиболее социально активной части советских граждан, т.е. хозпартноменклатуры.  Нет, эта часть граждан  не отказалась от активности, но она изменила её направленность. Она направила свою активность, свою энергию на трансформацию своей власти в приобретение личного богатства, одновременно всемерно используя власть же свою для защиты и сохранения приобретённого. Духовность  в обществе в целом снизилась, и Советский Союз распался.
    
       Народ элиты, открыто снизившей планку своей духовности или отказавшейся от неё вообше, тоже снизил уровень духовности. Он пребывает в растерянности.  И в связи с этим снижает или теряет своё качество как субъекта истории. Мы надеемся, что многонациональный народ России (русский народ и другие её народы) потенциально субъектность свою пока ещё сохраняют. 
      
        Драма России (в образе СССР)  не в том, что она распалась на республики. Некоторые из них вернулись к опыту самостоятельного государственного существования, которое у них было раньше. У иных он был даже раньше появления русского государства. Но уход или разрыв  с Россией не гарантирует им реального независимого существования. И это видно невооружённым глазом уже сейчас.
 
        В чём драма России? В противоестественном «удалении» советского периода из истории страны, а следовательно, и в разрыве с тысячелетней историей. Чувствование народом своей истории – важнейший фактор поддержания духовности.  И отсюда понятно негодование наших честных историков  и гуманитариев фактами её искажения при участии в этом искажении должностных лиц.
    Напомним, что говорил Н.А. Бердяев о роли большевиков, которую они сыграли в истории России: « Народные массы были дисциплинированы и организованы в стихии русской революции через коммунистическую идею, через коммунистическую символику. В этом бесспорная заслуга коммунизма перед русским государством. России грозила полная анархия, анархический распад, он был остановлен коммунистической диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться». (Истоки и смысл русского коммунизма - Бердяев Николай Александрович | Предание.ру - православный портал (predanie.ru) )
    
      И вот перед нами второй вариант: такой же роли «коммунистической идеи»: китайские коммунисты сумели в ХХ веке восстановить свою страну, свою цивилизацию свою пяти тысячелетнюю историю с помощью «коммунистической идеи, коммунистической символики». Наш Президент, кажется, называл Н.А. Бердяева в числе любимых своих философов.

     Россия и её народ сможет снова стать полноценным субъектом истории, только, если вернёт себе историческую связь с советским периодом, а через него и со всей своей тысячелетней историей