9. Белорусские сахалинцы

Людмила Мищенко
Сахалин - остров сокровищ.Но самое большое достояние острова Сахалин  -  люди, живущие здесь, вдали от большой земли, отделённые от России-Родины морем.  Островитяне! Сахалинцы!

Все, с кем мне посчастливилось пообщаться на острове, были очень доброжелательны, приветливы, готовы оказать внимание,услугу. Когда сестра Наташа в магазине, покупая рыбу, говорила, что для сестры, приехавшей в гости из Санкт-Петербурга,предлагали самое свежее  и вкусное. И излучали такую радость по этому поводу, как будто ждали меня на Сахалине давно, и вот, наконец, я приехала!

 А о родственниках даже не знаю, как бы рассказать по-душевнее. Мы с Полинкой чувствовали себя родными и своими рядом со всей роднёй. А когда муж Наташи  Борис сказал, что "если я захочу, то могу приехать и пожить у них долго", то без слёз я даже не могу об этом вспоминать. Ведь я уже в возрасте(не буду конкретно!),и приглашать к себе пожить бабушку - высший пилотаж!

И вообще отношения между родными-сахалинцами - достойны восхищения и подражания. За всё время нашего пребывания у них мы ни разу не слышали грубого слова, повышенного голоса, окрика или выражения недовольствия. Всё спокойно,доброжедательно, с любовью. И что интересно, и дети вели себя соответственно! Внуки Вика, Кирюша, Рома, Катя,Даня, Ариша,Ваня, Ева и правнук   Арсений. -поколение 21 века сахалинцев, все такие красивые, умные...
Замечательные дети!

Мужья моих сестёр Борис и Сергей тоже оказались родными. Сергей сопровождал наши экскурсии такими интересными фактами из истории, что поразил меня своей эрудицией в вопросах истории и культуры на острове. Лучший экскурсовод Южно-Сахалинска! А Боря - сама душевность и доброта, достоинство и порядочность. В глазах - лёгкая ирония и живой ум. Рядом с ним чувствуешь себя очень комфортно и уверенно. И очень тронуло меня их отношение к своим семьям, такое заботливое и доброе.

Порадовали и племянники со своими "вторыми половинками" : Димка с Алёнкой, Максим с Таней, Антон с Настей. Не зря в народе говорят: "Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын!" Все красавцы, умные, под стать своим жёнам!А муж Валиной дочери Лены Николай Доронин оказался тоже белорусом, и даже с района, где родился и вырос мой отец! Глусский район Могилёвской области Беларуси.   Не зря в  таких случаях вспоминают георафию, не забывая упомянуть, что "земля круглая"! Николай военный, но проявил такой интерес к моим книгам и стихам на белорусском языке, что я почувствовала себя совершенно счастливой! Под стать братьям и муж Лениной дочери Катюши, Вадим - эталон мужской красоты! А вот сын Дорониных Роман был представлен нам только на фото (работает где-то на Ближне-Восточном континенте. Все без исключения очень обаятельные и замечательные!А старшие внуки - Вика и Кирилл - такие красивые и интересные, что можно только порадоваться за наш клан!

Но основатель сахалинской династии белорусов - моя крёстная, мамина сестра Маша. У неё было трудное детство, как говорят, "голодное и холодное"...  Родилась Мария в далёком 1929 году, 12 апреля. Отец Григорьев Емельян Тимофеевич прошёл Финскую войну, и, не успев побыть дома с семьёй, был призван в армию с первых дней Отечественной войны. Больше его семьяя и не видела: погиб под Ржевом в 1942 году.

  Мой дед убит под Ржевом на рассвете,
  В сорок втором он пал в бою...
  И вроде нет виновных в смерти:
  Погиб за Родину любимую свою.

  Под Ржевом вся земля полита кровью,
  И души воплотились в журавлях,
  Летящих в небесах прозрачных, словно
  В строю солдаты в позабытых снах.

  Мне кается порою, что солдаты
  В крылатых превратились журавлей...
  Летят в закате над землёй куда-то,
  Оставив неродившихся детей.

  Летит, летит по небу клин усталый,
  Летит в бессмертие и вечности приют,
  И цвет заката освещает алый
  Просвет, где души умерших живут.

  Летит, летит по небу клин усталый,
  Над Ржевскою землёю не спеша,
  И в том строю есть промежуток малый,
  Просвет, где плачет русская душа...

  Там миллион солдатских душ вместилось,
  Там слёзы вдов, сирот и матерей
  В граните обеиска воплотились,
  Чтоб донести их горе до людей.

  Цена победы не имеет платы,
  Она неизмеримо дорогА...
  Ценою жизни русского солдата,
  И смерти ненавистного врага...

  И жизнь, и смерть в огромном обелиске,
  И память об ушедших земляках,
  Таких далёких, дороги и бизких,
  Что наши дети сберегут в веках.

 Помните, дорогие сахалинцы, предка нашего рода Григорьева Емельяна... После него на земле остались семеро детей: Ольга (моя мама), Мария,(ваша мама
 ), Надежда, Татьяна, Иван, Владимир, Нина. О рождении дочери Нины Емельян Тимофеевич так и не узнал. И она никогда не видела своего отца... Родилась зимой 1942 года, когда оец был на фронте, Белоруссия   оккупации  и связи никакой не было...

 Давайте споём в День Победы этот гимн нашему предку... на мелодию песни Расула Гамзатова. В похоронке было:"Убит 15.08.1942 г. в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив мужество и героизм. Похоронен в братской могиле". Вечная ему память!

  И сейчас его имя выгравировано в мемориальном комплексе, построеннном в честь погибших во Ржеве...
Не дождались его после победы над фашистами в 1945 году... А в сожжённой деревне Ферма в оккупированной Белоруссии тяжело выживала семья: больная жена Елена  и семеро! малолетних детей.  Когда я подросла, услышала страшную правду от бабушки Лены и моей мамы Ольги об их голодном тяжёлом детстве. В оккупации семья чудом осталась  в живых, во время облавы их пожалел немец и не расстрелял, когда зашел в избу и увидел испуганных детей. Он вышел из дома и сказал немцам, что в доме никого нет. Спасибо ему от нашего рода!

  Бабушка рассказывала, что никакого пособия на детей за погибшего отца государство не давало и семья выживала за счёт небольшого огорода и коровы. Бабушка Лена тогда тяжело болела. Моей маме Ольге и Марии, как старшим , пришлось и пахать, и дрова самим заготавливать, и детей кормить.
  Мама очень дорожила родными и всегда помогала, чем могла. Когда окончила сельско-хозяйственный техникум (с красным дипломом!) и стала работать агрономом, забрала к себе Машу, и она жила с нами, пока не вышла замуж и не уехала с мужем и дочерью Валей покорять Сахалин.

 Жизнь на Сахалине была нелёгкой. Чтоб дети не голодали, тётя Маша разработала огород на близлежащей сопке. то была работа ещё та! Выкорчевать лес вручную, разработать грядки и выращивать на них все необходимые овощи  - это может оценить только тот, кто поработал на земле  вручную...

 А ведь мама Маша ни дня не сидела дома: работала на тяжёлых физических работах. И при этом умудрялась обшивать всю семью ( портняжила прекрасно, к шитью у неё тоже был талант!). Моя младшая сестричка,  тоже Наташа, и теперь помнит, как в один из приездов в Белоруссию тётя Маша сшила ей брючный ситцевый костюм. Это был блеск тогдашней моды, и сестра долго, пока не выросла , щеголяла в этом наряде. Все подружки ей страшно завидовали...

  Мама рассказывала, что Маше надо было родиться мальчиком:была она очень смелой и решительной. Играла на улице больше с мальчишками, часто дралась и побеждала!Но при этом оставалась заботливой сестрой и помощницей в доме, очень любила и  жалела  свою маму и помогала ей.  Когда её мама Елена Петровна умерла в !979 году, она за сутки смогла добраться с Сахалина в Гомель (с чемоданом рыбы) и смогла проститься с матерью.

Когда моя мама рассказывала о своём  детстве, она его вспоминала только как совместное со своими сёстраи и братьями. Ведь они жили в маленьком домике на одну комнату, которая была и кухней, и спальней, и гостиной... Большим подспорьем в борьбе с голодом был лес. Он вплотную примыкал к деревне и дети росли практически в лесу. С ранней весны в лесу можно найти съедобное: берёзовый сок, молодые побеги сосны и шишечки-цветы во время цветения сосны, которые можно жевать, молодые побеги дикого чеснока, берёзовая чага, которую заваривали, как чай, корни аера в многочисленных болотцах, щавель... Основной продукт питанияя картошка, и то её не хватало вдосталь. А летом - грибы и разные ягоды: земляника, черника, брусника, малина, ежевика, клюква, костяника, а также орехи и разнообразные целебные травки, которыми лечила народная медицина.  Я помню, как моя мама и тётя Маша вспоминали детское лакомство - черника, залитая молоком... Без сахара...

 Так вот, Маша по-особому чувствовала лес, она проподала там днями. Могла залезть на любое дерево и сидеть там часами, наблюдая за жизнью растений и животных. Инспектировала птичьи гнёзда, но ко всеми живому относилась бережно, с любовью.

У неё даже уличное прозвище было связано с лесом - Лесейка! И моя мама тоже очень любила лес, чувствовала его энергетику и черпала в нём силу, как и Маша. А Наташа рассказывала, что мама Маша в лесу словно молодела и чувствовала себя здоровой. И не боялась быть вв лесу одна, хотя однажды на Сахалине повстречалась на сопке со стаей волков. Но выручили детские игры с лазаньем по деревьям: она ловко забралась на высокое дерево и просидела на нём довольно долго, пока у волков закончилось терпение и они ушли искать другую добычу. Наверное, были очень голодны!
    А ещё Мария Емельяновна была красивой и в молодости, и в зрелом возрасте. Я помню, как когда она приезжала в Белоруссию в последний раз, я была поражена, какое у моей тёти Маши молодое лицо! После шестидесяти, а на лице ни одной морщинки! Красота! Мне кажется, что и её потомки должны унаследовать эту генетическую особенность ДНК!

Каждый приезд к нам в гости тёти Маши был праздником. Она работала на Сахалине
на тяжёлых работах и собирала деньги, чтобы приехать на Родину и увидеть своих родных. Привозила подарки и рыбные деликатесы, которых мы раньше и не пробовали. А на мою свадьбу в деревне тётя Маша прислала посылку с красной икрой и набор чайных серебряных ложечек. Наши деревенские гости икру не оценили, а вот папина родня из Минска  была в восторге!
 Тётя Маша разыскала родственников, которые затерялись после войны (родных отцовых братьев:Елисея в Таллине и Григория в Гомельской области).

 В один из приездов в Гомель и к нам (мне было 16 лет), тётя Маша съездила с семьёй в Таллин. В качестве подарка для меня тоже была эта поездка, крёстная взяла и меня с собой. Это было такое замечательное путешествие! Мы с Валькой почувствовали себя  крутыми девочками (Наташка была ещё маленькая для нашей компании!), заранее купили пачку дешёвых сигарет и выходили в тамбур покурить. Попробовали это дело первый раз в жизни! Конечно, нам не понравилось, но мы мужественно делали вид, что мы такие современные и прямо городские! И больше никогда в жизни мы не курили и были противниками этого пристрастия.

  А в Таллине было интересно! Нас очень радушно принимали, дочь дяди Елисея  Катя(учительница) показала нам все достопримечательности города. Дядя жил под самой телевышкой в своём доме, заблудиться было невозможно, и мы с Валькой ходили по вечерам гулять по городу. Но когда в наше время Таллин вышел из состава СССР, я не удивилась: запомнилось, что Катя говорила, что русских здесь не любят, и она везде разговаривала по-эстонски. Однажды мы с Валькой всё-таки заблудились и спашивали, как пройи к дому, то почувствовали эту неприязнь к русским : все, кого не спрашивали, показывали неравильное направление, пока, наконец, не встретили русского.

  Прародительницу белорусских  сахалинцев  Марию Емельяновну Беленькую (в девичестве  Григорьеву)в Южно-Сахалинске помнят и вспоминают добрым словом потомки. Открытая, душевная, очень добрая, умная, сердечная, красивая! Она навсегда в сердцах всех, кто знал, помнит и любит её и сейчас!
 Дорогая тетя Маша, мама, бабушка, прабабушка и прапрабабушка!
Мы тебя любим!