Коньки на катке лишние

Светлана Блохнина
- Приходи в шесть на каток - мы тебя бить будем, - слова, с вызовом произнесённые отличницей Танькой Пантелеевой, резанули слух.
Женька сидела за второй партой у окна и быстро делала домашнее задание по алгебре на завтра. Училась она хорошо, материал схватывала легко и по возможности письменную домашку выполняла на переменах. Очень хотелось иметь больше свободного времени после школы: велосипед, лыжи, коньки, скейтборд, - в зависимости от времени года, - с нетерпением ждали в коридоре. Ей нравились занятия спортом, связанные с удержанием равновесия и скоростью.

Как говорили родители, развитие должно быть гармоничным и разносторонним. Каждый год девочка записывалась в пару кружков и секцию. Увлечения менялись: это был тот самый пубертатный возраст, когда на всё было личное категоричное мнение, чаще всего отличное от мнения родителей и учителей. Отстаивалось право делать только по-своему, скрывались истинные мотивы поступков. В этом году после жёсткого противостояния с мамой она согласилась второй год ходить в кружок вязания и студию флористики. На другой чаше весов лежало право выбрать секцию по своему усмотрению. И она выбрала дзюдо. Папа не одобрил, но отнёсся довольно сдержанно. А с мамой Женька долго спорила, фыркала, дёргала плечами. Её раздражали упрёки и доводы: это не женственно, будут грубые движения, мальчикам не нравятся такие девочки, травмоопасный вид спорта, своеобразная осанка и походка у борцов. Чем больше мама приводила негативных примеров воздействия на девичью внешность и характер, тем сильнее упрямилась дочь, отстаивая право выбора.
На самом деле, была причина, почему выбор пал именно на дзюдо: Женьке хотелось стать уверенней в себе и сильнее в разных ситуациях, причём не столько физически, сколько духом.

Во-первых, она с ясельного возраста панически боялась темноты, хоть и никому об этом не говорила. Не последнее дело сыграли предупреждения родителей, сделанные, разумеется, из лучших побуждений. Им хотелось хоть как-то уменьшить всюдность и неуёмную любознательность младшей дочери. Мама с папой порой просто не успевали следить за её быстро меняющимися интересами и увлечениями. Пугали темнотой.
- Не ходи по темноте - бабайка схватит и утащит. В тёмном подвале бомжи живут, они такое с людьми творят! Тут детские фантазии дорисовывали кровожадные картины, и девочка с сильным сердцебиением спускалась по тёмной лестнице подъезда и с нежеланием ходила в вечерний магазин за хлебом. Лишь мысль, что она очень быстро пробегала любые дистанции, успокаивала и придавала уверенность.

Во-вторых, повсеместно участились стычки и выяснение отношений у подростков. Девочки в целом стали вести себя агрессивней. Нужно делать себя, закалять волю, стать физически сильнее и уверенней ; решение Женька приняла самостоятельно.
Она была небольшого роста, крепкого телосложения. С некоторыми одноклассниками приятельствовала, но закадычных друзей и подруг в школе не имела. Знала себе цену, говорила на публику редко, однако к ней прислушивались и ребята, и учителя.

 В классе относились с уважением. Ещё бы! Девочка не кичилась успехами, но её участие в любом межшкольном мероприятии, конкурсе, олимпиаде или соревновании приносило призовые места. Одноклассницы, образовывая группки, пытались вовлечь Женьку, но она дистанцировалась, сохраняя ровные отношения со всеми. Конечно, кому-то симпатизировала, кого-то уважала, кого-то откровенно побаивалась. Но всё это было глубоко внутри. Скорее всего, сблизиться не давала мысль о возможном расставании или предательстве. Она считала, что избежит этого, просто не имея близких дружеских отношений в классе. В сверстниках ей нравились порядочность, надежность и дружелюбие. Жене были симпатичны люди, ставящие перед собой цели и добивающиеся их. А вот перед некоторыми мальчишками тушевалась. Они были совершенно другие и в целом не совсем понятны. Инопланетяне. К тому же, угловатость их движений обуславливала непредсказуемость в перемещении, что настораживало.

Как-то Женя услышала разговор классного руководителя Галины Александровны и мамы:
- Знаете, она у вас такая невеличка, а характер – ого-го!
- Да, она у нас такая. Упёртая, всё на своём, - посетовала мама.
- Но при этом хорошо учится и в жизни класса участвует.
- Дома ничего не говорит, не делится, спорит постоянно, дверью хлопает, - мама развела руками. - Никак общий язык найти не можем.
- Это пройдёт. Они все сейчас такие. Пубертат никто не отменял. Надо пережить. Просто любите её. Любите, и всё. Со всеми пятёрками и двойками, удачами и поражениями, с её страхами, прыщами, джинсами и платьями.
- Она платья не носит, только школьную форму, одевается словно мальчик.
- Так она вон какая спортивная. А в платье неудобно вскакивать в седло велосипеда, - классная, живущая в соседнем доме и видевшая детей после школы, улыбнулась и добавила: - Всему своё время. Всё равно говорите чаще, что вы её любите. Безо всяких условий. Она может противиться этому, будет дерзить. Поверьте, ей сейчас очень нужны такие слова. Даже если она их отвергнет, на первый взгляд. Пусть это будут зёрна, упавшие на не совсем готовую землю. Настанет время - прорастут и дадут хорошие всходы.
Мама с сомнением покачала головой. Очень, уж, непросто проходил пресловутый подростковый возраст у дочери.

Женя видела, что девочки седьмого «б» в этом году особенно отчётливо стали превращаться в девушек, приобретая округлость форм, некую манкость в движениях и голосе. Они стали больше засматриваться на старшеклассников, прогуливались на переменах возле их кабинетов, одевались и вели себя так, чтобы обратить на себя внимание. Мальчишек же своего класса с ломающимися голосами и тонкими шеями, торчащими из горловин свитеров, считали маленькими и пренебрегали ими. Ребят это задевало, и они всячески старались завоевать расположение, потакая и поддерживая в любых начинаниях.

Внутри класса стали образовываться группы, где заводилой обычно была активная дерзкая девочка, а вокруг неё спутниками крутились две-три поддакивающих, соглашающихся и суфлирующих. Право слова у них было, а вот права на собственное мнение - нет. Все решения принимались лидером, инакомыслие жёстко подавлялось. В ход шёл откровенный буллинг: пренебрежение, бойкоты, насмешки, физическое воздействие. Вторым рядом спутников крутились мальчишки. Они были рады засвидетельствовать почтение королеве, одобрить и выполнить любое её решение, каким бы омерзительным оно ни было. В обмен на расположение и одобрение.

Группы периодически меняли состав. Неизменны были лидеры, одним из которых была Танька Пантелеева. Отличница, из обеспеченной семьи, она всегда была дорого одета. Считала себя элитой класса. Так просто - назначила себя элитой. До седьмого класса «успела объездить весь мир»: страны Европы, Азии, Африки, Америки. Девочка с чувством собственного превосходства показывала фото, сделанные в Канаде, Франции, Германии. На её снимках красовались диковинные растения, обитатели джунглей, Красного моря. Женя раньше думала, что необычные цвета морских обитателей в мультфильме «Русалочка» - плод художественной фантазии иллюстратора. Оказывается, такие окраски в живой природе действительно существуют.
Как и положено лидеру, Танька считала себя везде и во всём априори правой, истиной в последней инстанции. Окружённая свитой, наглела и не всегда видела край. А зачем? Пусть попробуют не поддержать! Опала и бойкот! Сами прибегут. Женьке неприятны были все эти образования группировок, конфронтации, разборки. Но пока это её не касалось, проходило более или менее мирно. До поры до времени всё было спокойно.

Особенную нетерпимость Татьяна демонстрировала к Наташе Бакуниной. Та училась откровенно слабо, хотя очень старалась. Женьке же она нравилась спокойствием и миролюбием. От Наташки исходила доброжелательность и принятие всего, что бы ни происходило. Она олицетворяла собой маленькую позитивную частичку мира: со спокойной внутренней радостью приходила в школу и с такой же радостью шла домой. Женя знала, что в семье Бакуниных живёт бабушка, которая, глядя в окошко, провожает Наташу и второклассника Витюшу в школу, а после уроков встречает их готовым обедом.  Одевалась Наташа скромно, или, как это теперь принято говорить, бюджетно. Мама работала гардеробщицей, отец - слесарем. На уроках девочка часто отвлекалась: мечтательно смотрела в окно или рисовала на последней странице тетради лошадей и собак. Во всех тетрадях на последних страницах красовались лошади и собаки.

Танька видела рисунки, и они её почему-то особенно бесили:
- Такая тупая, а ещё и рисует. Всё псы да кони какие-то! Тупая! Не будем с тобой дружить! Мы объявляем тебе бойкот! - Танькина свита и другая группировка согласились, мальчишки загоготали, заулюлюкали.
- И что теперь? - Наташа, кажется, не представляла, что сейчас происходит.
- Узнаешь потом, -; многообещающе затявкала свита.
Как Шерхан и Табаки, подумала Женька. Травля какая-то. За что? За то, что ты другой: не поддакиваешь, не потакаешь и не преклоняешься? Начался урок. В девочке нарастал протест, и она периодически не слышала учителя, однако, когда вызвали к доске, с заданием справилась отлично. После последнего урока, когда все собирали в сумки тетради и ручки, Женька на весь класс окликнула:
- Наташ, подожди, мне сегодня в твою сторону, - зачем она это сделала и что будет дальше, Женя пока не совсем понимала.
- Ты хочешь пойти ко мне в гости?

В воздухе повисла тишина, какая только может быть на перемене после последнего урока. Начавшие было выходить задержались, с интересом разглядывая ситуацию. Вот это поворот! Что ответить? Женька ненадолго замялась. На неё устремились недоброжелательные взгляды. Татьяна прищурилась и сжала губы. Ничего хорошего это не предвещало. Но оставить Наташку одну Женька сочла бесчестным.
- Да, я давно хотела посмотреть твои цветные рисунки. Покажешь?
- Конечно.
В классе воцарилось смятение в умах и настроении, будто программа сбилась. Женя с Наташей вышли из школы и направились в сторону дома, где в окне третьего этажа виднелась фигура бабушки в белом платочке. Одноклассники гомонящей ватагой подались следом за девочками, но вскоре рассыпались по разным дорожкам. Бабушка встретила добрым взглядом и ласковой улыбкой:
- Как хорошо, что ты с подружкой. Это завсегда хорошо, когда подружки есть.

Незаметно пролетел час. Наташа показала свои картины. Они висели на стенах в рамках, лежали в папке. Везде были лошади и собаки. У каждой картины - своя история. Женька смотрела, слушала, и её не покидала мысль, что в этом доме с небогатым убранством отчего-то уютно и спокойно.

Прошла неделя. Одноклассники с Наташей не разговаривали, а с Женей вели себя сдержанно: кое-кому приходилось просить подсказки и узнавать решения примеров, а без коммуникации этого не сделаешь. Всё это время девочки изредка общались. Нет, они не болтали без остановки во время перемен и не дефилировали рядышком по коридору. Просто между ними установилась некая связь. Одна чувствовала поддержку, а другая считала делом чести таким образом выказать протест и свою точку зрения по поводу бойкота. Танька плела закулисные интриги и вынашивала какой-то план. В классе нарастал градус конфликта.

Женька и раньше-то ходила на тренировки по дзюдо четыре раза в неделю. Теперь же, с разрешения тренера, стала тренироваться ещё чаще и дольше. Одноклассники знали об её увлечениях и поначалу дразнили, особенно мальчишки:
- Покажи приёмчик! Ну, покажи приёмчик! На, забори меня! Что, слабо?
Женя бросала стальной безэмоциональный взгляд, и говоривший осекался. Она вспоминала слова тренера Петра Михайловича:
- Дзюдо - это путь взаимодействия духа и тела. Важно развитие и одного, и другого. Дзюдо даёт возможность воспитывать в людях доброту, справедливость и уважение. При этом соперникам важно совершенствоваться вместе.
- Как это?
- А так: каждый соперник должен стремиться не только к победе, но и к взаимному развитию. Потому что со слабым и предсказуемым соперником никакого совершенствования не получится. А ещё себя воспитывать надо.

Слово «воспитывать» вызывало у Женьки неприятие. Воспитывать норовить все: родители, учителя, преподаватели в кружках. Даже Пётр Михайлович, как чувствовала Женька, и тот воспитывает. Но хитрец делает это как-то мягко, не навязывая своего мнения, а просто рассказывая. Причём иногда бросит пару фраз во время тренировки, а ты задумаешься над ними много позже.
- Женя, человеку просто необходимо заниматься самовоспитанием. Вот ты уже практически взрослая, много чего видишь, понимаешь. Есть разные поступки, которые каждый оценивает по-своему: один видит добро, другой  - зло. Но это только в чёрно-белом кино так. А в жизни много красок, поэтому любой поступок многоцветен и многогранен, надо лишь понять для себя, как ты будешь это воспринимать и как относиться. Иногда нужно иметь смелость и наглость ; иметь собственное мнение и высказывать его.

- Мне не нравится, когда навязывают своё мнение и подавляют, - заершилась девочка. - И травля не нравится, когда скопом на одного. Это же несправедливо!
- Я тебе сейчас не только о спорте - о жизни и о человеке говорю. Понимаешь, дзюдоисты придерживаются принципа воспитания духовности. Они стремятся к развитию доброты, сострадания и уважения к другим. И эти принципы отражаются не только в соревнованиях, но и в жизни. Но, как ни крути, добро должно быть с кулаками. Только не надо понимать это буквально.
- То есть, надо научиться договариваться?
- Конечно. Ты же не на татами будешь решать спорные вопросы и отстаивать своё мнение, верно? Спорт дисциплинирует, даёт уверенность и нечто такое, что не измеришь, не потрогаешь и что отнять нельзя.
- Это сила духа, о чём Вы раньше говорили? -  Женька осторожно спросила: - А у меня есть эта самая сила духа? Я темноты очень боюсь, никак не справлюсь.
Пётр Михайлович по-доброму улыбнулся:
- Есть, точно есть. А страх - не родилась же ты с ним. Тут надо разобраться: когда и почему появился. Страх надо осознать и прожить. То есть, не загонять его внутрь, не бежать и не игнорировать - надо пойти навстречу. Потом ещё поговорим, сейчас у меня другая группа.
Михалычу, как его за глаза называли дети, Женька нравилась своим упорством, спортивной злостью, желанием разобраться в себе. И был в девочке внутренний стержень, а это дорогого стоит.

На перемене Женя вспоминала разговор с тренером и одновременно быстро писала домашку на завтра, когда выстрелом прозвучали слова Таньки Пантелеевой:
- Приходи в шесть на каток - мы тебя бить будем!
Фраза адресовалась Наташке Бакуниной, входящей в кабинет. Женька оторвалась от тетради. Татьяна стояла с поднятым подбородком в окружении свиты, презрительно оглядывая Наташку. Ребята заулюлюкали, засвистели, всем своим видом выказывая согласие. В ответ получили одобрительный кивок.

Наташа была застигнута врасплох. Как ответить, как реагировать, что дальше делать? Согласие прийти на каток не предвещало ничего хорошего, отказ означал то же самое, только с отсрочкой по времени, был равносилен полному поражению и предвещал дальнейшую травлю. Женя как-то спросила Наташку, рассказала ли она родителям о происходящем в классе, на что получила ответ:
- Нет, я сама должна разобраться. У папы сердце больное, а маме и так всего хватает. А потом злость у Таньки - не единственное качество. Знаешь, как она однажды щенков-найдёнышей кормила и пристраивала! Всех отдала в добрые руки, ни одного не бросила.
- Так ты придёшь на каток? Мы все придём, ; Танька пошла в наступление.
- Приду. Коньки нужны? ; Наташка посмотрела ей прямо в глаза.
Похоже, ответ стал неожиданностью. Парни хохотнули и повертели пальцем у виска. Девчонки недобро засмеялись.
- Коньки? На катке коньки не нужны, - с издёвкой среагировала Танька. - Тебе не нужны. Ты же кататься не умеешь. Сама приходи. Или боишься? Так сразу и скажи.
- Я приду, - ответила Наташа и пошла к своей парте. Лицо её было сосредоточенным.

Смешки, комментарии и варианты развития событий витали в классе. Как гиены, подумала Женька, но очень добрые к щенкам-найдёнышам. Решение было принято. Она резко встала из-за парты. Внезапный грохот отодвигаемого стула заставил одноклассников притихнуть и посмотреть в её сторону. Окинув взглядом всех, Женя громко отчеканила:
- Я с Наташей приду. Все поняли?  - и добавила, обращаясь к ней: - Приходи ровно в шесть, не опаздывай.
Взгляд у Наташи потеплел, она кивнула. Все молчали. Прозвенел звонок, и последние два урока пролетели очень быстро.  Татьяна, вызванная к доске, отвечала плохо, что стало неожиданностью и для ребят, и для учителя. Женя после школы пришла домой, переоделась в домашний костюм и легла на кровать, стараясь расслабиться. Через пятнадцать минут быстро прочла два параграфа по истории, заполнила таблицу по географии и собрала сумку на завтра.

На часах было пять часов вечера. Зачем она попала в эту историю? Как можно было решить конфликт иначе? Очень своевременные мысли. Пора собираться. Она не знала, что их ждёт на катке, но была уверена, что бы ни происходило, она останется рядом с Наташкой. Станут ли нападать физически или ограничатся словесной травлей? Девочкой овладело волнение. Привычная короткая разминка разогрела мышцы, повысила сердцебиение и упорядочила мысли. Женька надела тёплый спортивный костюм и зимние ботинки. Капюшон на куртке пристёгнут кнопками: если шапку сорвут, можно на голову накинуть, если за него сильней  потянут, то быстро отстегнётся. Коньки брать не стала: на лёд выходить не собиралась, травмоопасно и без разборок, а тут сценарий не ясен. Как сказала Танька, на катке коньки лишние.
Вспомнились слова: «лучший бой тот, который не состоялся, где победа досталась без боя». Если бы. На катке народу много, недалеко взрослые и дежурные. Успеют набуцкать, конечно, вон их сколько в свите, но не до смерти ж, место всё же людное. Только бы парни не подключились. Главное - чтобы Наташка пришла, да не упасть, если что, а то махом запинают, и взрослые не подоспеют. Стайное чувство в подростковом возрасте слишком сильно.

Попробовать выиграть бой, не начав. А что?! Женька усмехнулась своим мыслям. Я сегодня нахально уверена в себе, в своей правде, в своих делах. Кто, если не я? Слабый гибнет. Боишься ; не делай, делаешь - не бойся. Ты же девочка! Ага, вспомнила. Там полкласса девочек – и что? То-то и оно.
К входу на каток она подошла одновременно с Наташей. Звучала весёлая новогодняя музыка. Эх, зимние каникулы скоро.

- Я думала, что ты только в классе так, чтоб меня поддержать, а ты и правда пришла.
Женя хмыкнула:
- Коньки специально не взяла?
- Так они на катке лишние. Да и кататься я не умею.
- Пошли.
Одноклассницы миновали вертушку на входе и медленно двинулись в сторону льда. Парни гоняли широкими рваными дугами в хоккейных коньках. Девчонки во главе с Пантелеевой, нарезая фигуры, приблизились к краю льда. Женька с Наташкой стояли рядом, в метре от него.
- Ага, пришли! И не боитесь? - кольнула Танька.
- Пришли, - Наташка кивнула спокойно, без эмоций.
- Как видишь, - сузивши глаза, ответила Женька, быстро пересчитав вероятных противников. Четверо против двоих, если мальчики не в счёт. Скорее всего, Витька с Димкой не станут ввязываться: они регулярно просили тетради для списывания. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться . К тому же, оба занимались лыжными гонками, а этот факт тоже был не в пользу потасовок. Гошка Тасеев? От того чего угодно можно ждать. Но ему не нравилась Танькина заносчивость и помыкание, поэтому в школе они часто огрызались. Остаётся Сашка, или Алекс, как его томным голосом называла Танька. Алекс превозносил Таньку, а та, в свою очередь, – его. Прямо как в басне Крылова «Кукушка и петух». Станет ли Сашка, даже в угоду Таньке, связываться с Женькой, которая едва ему до плеча достаёт? Скорее, нет. Хотя… Не слишком ли ты самоуверена? Если захочет подняться в Танькиных глазах и набрать очки в свою пользу, то его и понести может. Слабый он, не уверен в себе.
 
- И что стоим? - свита подначивала.
- Идите сюда, выходите на лёд! - Светка Боброва, стоящая рядом с Пантелеевой, снискала её похвалу в виде жеста рукой.
Ну, конечно, подумала Женька, разбежались. Под ложечкой неприятно заныло, стало жарко. У неё не укладывалось в понимании, как один и тот же человек может спасать щенков и осознанно травить людей. Вот как бывает: один человек получает удовольствие от травли другого и возвеличивается над многими, возведя себя в ранг небожителя. А другие будто зашорены или просто безразличны к чужой боли.
- Для чего выходить на лёд? Бить там будете? - Наташа то ли совсем страх потеряла, то ли не осознавала происходящего.
- Может, и бить будем. Или просто поговорим. Это как решим.
- Таня, почему ты на меня так злишься?
- Значит так, решалы: без коньков мы на лёд не пойдём. Если нужно поговорить, выходите на снег. Тут будем разговаривать, - Женька будто вросла в землю, стояла уверенно, выпрямившись и глядя прямо на Таньку. В жёстком взгляде  читалось спокойствие, но сердце предательски молотило.
- Вот ещё! Идите вы сюда! - Боброва набирала бонусы, поглядывая на лидера группировки.
- Да о чём с ними говорить Пришли и стоят, - презрительно сквасилась Ирка, Танькина суфлёрша.
Парнишкам надоело слушать девчачье перепирательство, и они погнали по большому кругу, лавируя между катающимися.

Лучший бой тот, который не состоялся, где победа досталась без боя. Бой может быть разным, не обязательно физический. Это может быть спор, разногласие, непонимание, отстаивание своего места под солнцем, своего мнения. Как много интересного знал Михалыч, как много всего нужного и полезного было в книгах! Но это в теории. А в жизни всё сложней.

Женя обратилась к Татьяне ровным спокойным голосом:
- Ты назначила встречу ; мы пришли. Дальше что? Если хочешь поговорить, давай поговорим и проясним все спорные моменты.
- Ты щеночков спасала, а к людям почему так? - очередной Наташкин вопрос озадачил Таньку, но остался без ответа.
- Больно надо к вам выходить, - азарта в Танькином голосе уже не было. Троица из группы поддержки тоже приутихла.
- Если вам есть что сказать или выяснить, мы вас ждём ровно одну минуту, если нет ; расходимся и считаем все вопросы закрытыми. Время пошло, - Женя кивнула в сторону большого электронного табло возле входа.
- Больно надо! - Танька со своим трио кружилась неподалёку, поглядывая на часы. Ребята с азартом гоняли друг за другом на дальней части катка. Девичьи разборки им наскучили.

- Время истекло. Вопросов нет. Считаю инцидент исчерпанным. Всем - до завтра! - Женька выдохнула и мысленно добавила «всем спасибо за внимание». Уши горели, было нестерпимо жарко. После прохода через вертушку девочки остановились.
- Спасибо тебе, Женя! А у Таньки просто друзей настоящих нет, только свита, вот она и злится. И бабушки нет. С бабушкой она бы не такая была.
- Да ладно, не дрейфь! За себя стоять надо. Не бойся, теперь не тронут. Пока, - Женька вспомнила, что ей ещё надо зайти в магазин за хлебом.
- До завтра.
На другой день в школе Таня вела себя тихо, девочки из её группы понимающе вздыхали, воздевая глаза кверху - оберегали покой. Женя, зайдя в класс, сухо поздоровалась - Татьяна ответила. Наташа появилась перед самым звонком, улыбнулась и кивнула всем. Ей тоже кивнули. Что уж там происходило на катке после их ухода, Женька так и не узнала. Но с того дня к Наташе не придирались, не обзывали, не травили. Она продолжала рисовать собак и лошадей, но Танька на это реагировала спокойно, изредка поглядывая на рисунки.
Витя с Димой подошли к Жене на перемене:
- Слушай, а ты ничего так себе, против группы пошла, не испугалась.
- А вы хороши! Нашли, в чём Таньку поддерживать. Стаей - на одного.
- Ты что, мы б не стали участвовать!
- Но и ничего не сделали, чтобы прекратить травлю! Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия происходят все преступления на Земле.
- Ты сама такая умная? - Димка присвистнул.
- В книге читала.

Для Женьки этот эпизод стал очень значимым событием, после которого она стала как бы другой и многое воспринимала иначе.
Через много лет на встрече выпускников одноклассники поочерёдно рассказывали о разных моментах из школьной жизни. Женя напомнила про Наташу и каток. Татьяна и её подружки отшутились, мол, мало ли что в подростковом возрасте было, всё это несерьёзно. Ребятам, с их слов, это вообще не особенно запомнилось. Наташе же в то время очень нужна была поддержка, важно было знать и чувствовать, что она не изгой в классе, и что кому-то интересно её увлечение рисованием. Женька сказала, что этот случай многому её научил, и, что особенно важно для неё, она до сих пор уверена в правильности своего решения, хотя, надо признаться, было страшновато. Но результат того стоил. А коньки на катке и правда бывают лишними.