Контраст, загадка

Алиса Михалева
При составление приемов был использован "Поэтический словарь" ИД "Литературная учеба" Москва 2006.
Википедия, предисловия к книгам хайку.


 2. Контраст

   В этом приёме, также как и в сравнение выступают два образа, на если в "сравнение" сравнивали, что то похожее, то здесь выступают два противоположных образа. С первого взгляда сходства может и не быть, но если приглядеться, вчитаться, со временим поймем мысль автора. Контраст и сравнение два похожих приема и по многим аспектам они совпадают, отвечая на вопрос: как, подобно, но самых этих слов в стихах нет. Когда мы задаем подобный вопрос, мы замечаем сходства, между картинками и получаем пейзажную картинку, словно сделанную красками: мазок краской, работа: мастера Полака.

                кишат в морской воде
                прозрачные мальки... поймаешь
                растают без следа.
                (Басё)

  Поймаешь // растают без следа // мальки так прозрачны что кажутся мастеру, льдинками и вот сейчас растают.
 
                хижина рыбака
                замешался в груду креветок
                одинокий сверчок
                (Басё)

   Замешался в груду креветок // Одинокий сверчок // рисунок на спинке сверчка напоминает узор на панцире креветки, поэтому отличить сверчка от креветки не просто.

  3. Ассоциация

  Этот прием показывает  сочетание разных предметов, вещей; в дзен-буддизме это называется общность, одно вытекает из другого, одно вытекает из другого. В других традициях это называется остановка мира, и нам нужно остановить мир чтобы увидеть. Во многом Ассоциация повторяет, приемы: сравнения, контраста. Хорошо представлена в антологии: (Кокинвакасю и Манъёсю).

                роса на цветах шафрана
                прольется на землю она
                и станет простой водой
                (Тиё)

  Роса тоже вода, постепенно, прольется со цветов, в виде обычной воды.

  4. Загадка

  Как говорят загадки или вопросы один из первых приемов в мире, древние знания передавались в виде загадок.

                Бегущие волны:
                встречает дева солнца  -
                осенный марфон

 В моем примере бегущие волны встречают (Деву Солнца), или наоборот (Дева Солнца) встречает осенний марафон. Загадка заключается в словах (Дева и марафон), пожалуй можно догадаться что Дева Солнца - яхта, а марафон - парусная регата. Кроме загадки здесь присутствует прием  (Апострофа) - обращение к неодушевленному предмету как живому. Дева Солнца живая и встречает и волны и марафон.
 Джейн Рейхолд о загадках пишет так: любимым ходом старых мастеров при использовании загадок был такой. "цветок ли это упал или это бабочка?" или "Это снег на сливовой ветке или это цветы?" А самая любимая во се времена "Бабочка ли я, которой сниться, что я - человек, которому сниться, что я бабочка?" В дзен буддизме это называется коан или мондо - внезапный вопрос заданный ученику учителем. Если вы хотите экспериментировать, можете задать себе вопрос "Если я вижу снег на ветке, то чем еще он может быть, кроме цветов?"
  Трудность состоит в том, чтобы сформулировать загадку как можно более туманно. Что можно сказать, чтобы читатель не нашел ответа? Чем более интегрующ замысел, чем лучше соотношение между образами, тем эффективнее воздействие хайку.

                Куда они идут -
                эти цветы по тропе
                уходящего лето?
                (Джейн Рейхолд)

                В городском саду
                поет лишенный слуха хор:
                эта лирохвост?
                (Арике Амая)