Правила и приемы в нашу помощь

Алиса Михалева
   
   
   Непреложных правил не существует, мы их сами для себя создаем и сами нарушаем. Следующие примерно тридцать правил, впрочем это не правила а скорее приемы взятые из поэтического словаря и просто помогают нам создавать наши поэтические произведения. Каждое хайку, танка или вообще стихотворение может содержать по нескольку приемов. Плавно переходить из одной хайку в другую, одно стихотворение может содержать несколько приёмов создавая свой собственный неповторимый образ.
  Хайку состоять из серии слов, соединённых в цельное предложение. Часто подобное хайку состоит из двух предложений, разделённых знаками препинания; точка, запятая, тире. Отсюда вытекает одно из правил стихотворение состоит из двух частей: называемых тон и полутон, разделённых знаками препинания, а кто сказал что нельзя? Всё можно! Все эти знаки помогают выразить нашу мысль более широко, а правило мы сами и породили, а теперь не понимаем как им следовать.
  Скажу одну тайну... правила нужны лишь для начинающих авторов, это подобно тросточке, инвалидному креслу, но наступает момент когда все эти правила начинают только мешать, и тут мы их отбрасываем, как говорится - я тебя породил, я тебя и убью!

  Всё остальное в этой главе, это приёмы для нашей работы, это не правила, это поэтические приёмы, я попыталась, дать как можно больше этих самых приёмов, и подкрепить их примерами. Поэтические приёмы помогают нам и расширяют рамки творчества, а всё остальное... необходимо до поры, до времени пока не начнут нам мешать.

  Решите для себя сами.
 Начнём с самого главного, самый первый приём это "умственные хайку, кабинетные хайку": они могут иметь много названий, но подобно, "саби, ваби, аваре" они нам мало о чём скажут; "самадхи, дхьяна, вичара". Я уже об этом писала в разделе "видеть невидимое" а здесь хочу повторить относительно приёма "умственных хайку". Размышление; чрезвычайно сосредоточенное и продолжительное раздумье. Школами "веданты", в том числе учением "Шанкарачарьи", оно настоятельно предписывается как одна из методик саморазвития.
   Созерцание, наиболее широко известно по ощущению того экстаза, когда исчезает сама идея собственной индивидуальности, но не сознание, здесь возникает единство воспринимаемое. Это объясняется тем, что в любом понимании чего-либо присутствует единство с природой этого объекта: например, мы имеем понимание природы материального мира, ибо наше тело материально; простое знание о чём-то, без ощущения этого и погружения в это, вряд ли способно обеспечить нас пониманием.

  Эти же рассуждения применимы к эмоциям и мыслям. К примеру, только посредством собственных наших мыслей "части нашего существа" мы способны понимать других людей. Состояние созерцания внезапно возникает из медитации "дхьана", когда течение мыслей приходит к своему естественному прекращению благодаря истощение запаса мыслей и идей; однако состояние концентрации при этом продолжается возникновением интуитивной связи или восприятия.
  Патанджали приводит несколько примеров, а именно: образ слона как силы - никто не может понять, что такое сила, не испытав ее, но её более полное понимание может быть достигнуто при вхождении в самый дух слона, каждый мельчайший объект природы делится с человеком своим секретом, когда он пребывает в состояние созерцания. При виде прекрасного заката солнца или горной гряды в обычной душе возникает ощущение экстаза, ибо обычная душа требует особого события, внешнего толчка, выхода, "например в образе хайку" любой мельчайший объект вызывает радость. Посмотри на это, и попробуй понять что это значить для тебя.
  Для этого следует сформулировать и ответить на вопросы по следующим схемам: 1) В сравнительном отношении, какие другие объекты относятся к тому же типу или классу, чем они похожи и чем отличаются от данного объекта? 2) Каковы части объекта и какие его функции они выполняют; частью какого большого объекта, является? 3) Каковы качества объекта, как они связаны друг с другом и с целым;  какому большому объекту присуще каждое из этих качеств? 4) Какие примечательные ощущения и мысли, непосредственно относящиеся к этому объекту, я испытывал, видя, слыша и думая о нём.

   Представляйте в некой естественной среде; например розу - в вазе на столе или растущей на кусте, а не плавующей в воздухе. Не сосредотачивайтесь на мысли об удержании мыслей об объекте; старайтесь просто смотреть или видеть его. Рассматривайте все свойства, относящиеся к восприятию зрением, слухом, обоянием и так далее. Позвольте движущемуся объекту двигаться а покоящемуся - пребывать в пакое.
  Вспоминайте всё, что вы знаете об объекте, но не отвлекайтесь на сведения, не связанные с объектом непосредственно; например, если объект кошка, вы вполне можете размышлять о том, что кошки пьют молоко, но не переходите от этого к корове, которая его приносит, и уж тем более не заходите в своих мыслях дальше коровы.
  Для работы с хайку попробуйте следующее упражнение и поработайте с ним исходя из предыдущего текста.
  Возьмите лист бумаги и напишите с левой стороны, наверху, первую строку хайку с которым вы решили работать. В центре так же по левому краю вторую строку, а тритию строку снизу под ними. Теперь, обращаясь по очереди к каждой строке, попытайтесь выяснить, сколько в вашем распоряжение есть способов переписать эту строку, изменяя глаголы и существительные, подставляя и убирая предлоги, местоимения.

  Запишите все, что пришло вам в голову, не думая о результатах; хороший или плохой вариант придуман, количестве вариантов. Как сильно изменена строка, пусть ваше "я" просто играет словами и если нечего не происходить, значить так и должно быть. Проработайте все варианты которые вы придумали и запишите их подряд, друг за другом. На следующий день, через неделю, месяц вы снова сможете обратиться к редактируемому хайку и снова попробовать.
  Возможно за это время, вы придумали что-то новое, пока не видели своего произведения, сохраняйте все написанные варианты и вы сможете создать самое лучшее хайку на свете. Результаты такого упражнения называются "умственными хайку", потому что они написаны не вследствие озарения, а посредством размышления над объектами, образами. Не исключено, что, используя этот метод, вы вспомните какое-то переживание из прошлого, которое послужит основой для нового хайку.
               
                http://stihi.ru/2018/12/21/5756