По Явленiю Христа народу. Выползина

Вера Гиоргадзе
«Если бы в сию минуту Богу было угодно лишить меня здешней жизни,
то я поблагодарил бы Его за то, что Он прославил меня отысканием
первого сюжета в свете», — Александр Иванов,
начиная главную картину своей жизни — «Явление Христа народу».

 «…с отъятием Его (Христа) из сердца нашего мы сделаемся совершенно ни к чему
не способными или, что еще хуже, злодеями на земле сей», — из Дневника А.А. Иванова.
_______________________


«Народъ» — язы'ком велим и могучим
Языкъ и есть, да хоть у ближнего спроси,
А хоть у Даля самого, с которым Пушкинъ
«По книгам вместе вверхъ» хотел, – всего за миг…
Они тут вместе все и есть: об Отчемъ с мыслью;
Вот,  Достоевский – «пятикнижия» и сын….
Сам  Третьяковъ с добром в Вино, что не  прокиснет.
Рублева «Троица»! И — взмыли скакуны…

….Вдали, на выжженности ветхой Палестины,
Окаменевшей сердцем  каменным в груди,
Встречь и смотрящему теперь из той же глины, —
Что Солнце правды показался Тот Единъ,
Во Имя Коего крещал и столь похожий
На громовъ  И'лия:  пророка, что — …придет.

И хилой травка, —  в зелень мертвых цвета кожи:
В дух «порождения ехидны», —  лишь у водъ
В поток и ильный, не для всех удобозримый, —
Священным нынче что безропотно течет
Бегущим временем не вспять, неумолимо,
Ко «Откровенью» в «Апокалипсиса» взлет.
.
***

«Царь Иудейский»….

О Пилат! — Пилата имя
С Христовой Церкви благодатной алых устъ
Не сходит  все, «проросши семенем»… —.А чьими?! —
Тогда «за градом», — не умывшим своих рук
И по сей день, заклан был Истинный: Всесильный,
Костей божественных Которого все хруст
На мiръ весь слышен в вопль: «…Иерусалиме…», —

Равви заплакал…. И  оставлен был, сей — «пуст…».

А   «…при Понтийстемъ»…. — Символъ  Веры чтущ и ныне
В зной (!) полноводенъ и  рекой, куда вот-вот
Той вступит кротко, Кто  и Ра'спятым «попрет…».

И да, конечно же! Ну,  где же, как не в Риме,
Вписать Иванову в безсмертье полотно?.. –
А с русским Гоголем себя и заодно
У «вопиющего в пустыне» Иордана
Предтечи ног, — десницей Иоанна
Главы коснувшегося в Спасе и Любви
Во «нераздельно-неслиянность» Судии,
Конца же Царствия Которого не будет,
И – Сына Божия! ..........................................
……………….А голубь….Тот – и в стужу!
И скоро Богъ Отец  подаст с небесъ Свой гласъ!

***
….В тот год не стало Пушкина в России —
Отца  «словесности» отъ Слова, Что сейчас
Еще — пред (!) градом здесь: в «Явленiи Мессiи»,
Лицом Создателя к Избра'нному, —…………
………………………………………… до нас.




_______________________

*Выползина
На одной из встреч Пушкин услышал от Даля, что шкурка, которую ежегодно сбрасывает с себя змея, называется по-русски "выползина". Его очень развеселило это слово, и на следующий день, явившись  к Далю в новом сюртуке,  он со смехом сказал: "Какова выползина! Ну, из этой выползины я не скоро выползу. В этой выползине я такое напишу!"
В этом сюртуке Пушкин 27 января вышел на белоснежную прогалину у Черной речки, где ждал его Дантес. По упокоении Александра Сергеевича  его вдова отдала этот сюртук  Далю.

*В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
сотворите же достойный плод покаяния
и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
лопата* Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. //*Которою веют хлеб.
 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.               
                Евангелие от Матфея 3:1-17


И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
А посланные были из фарисеев;
И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.               
                Евангелие от Иоанна 1:19-34


Картина была написана в 1837-1857 годах. Иванов поначалу называл свое сочинение просто «Явление Мессии» или «Появление Мессии». Название «Явление Христа народу» появилось только в момент ее представления в Петербурге в 1857 г.
…Как известно, картину «Явление Христа народу», которую А. Иванов считал делом всей своей жизни, было принято неоднозначно. Высказанное недовольство картиной негативно сказалось на здоровье Иванова, впоследствии он заболел холерой, ослабленный и истощенный организм не смог справиться с недугом, и художник скончался. Спустя несколько часов после его смерти пришло известие, что император Александр II высоко оценил картину в 15 000 рублей, и автору пожаловал Орден Святого Владимира.



Писано , 18 Января  2024 года (5 Января 2024 по ст.ст.)
                Седмица 33-я по Пятидесятниц;. 
                Навечеріе Богоявленія
                Прор. Михея (IX в. до Р.Х.)

«Пророк Михей предвидел нашествие на Иудею ассирийского царя Сеннахерима, пленение израильтян, гибель Иудейского царства, разрушение Иерусалима и другие бедствия. Порой тон его книги звучит отчаянно - ведь время уходит. Он предупреждает соплеменников, что если они не изменятся, не начнут жить по Закону, оставленному им Господом, то судьба их будет незавидна. Рассуждая о том, как же надо поступать, Михей говорит: "Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом". Завершает книгу пророчеств Михея провИдение о рождении Спасителя мира.»