Посвящения художникам

Мальчевский Владимир
Андрею Рублёву


Ни тайну древнего Канона,
ни силу, равную мечу
в твоих трудах, в твоих иконах
я не ищу... – я трепещу.

Стальной опорой небоскрёба,
навек закованной в бетон,
клянусь, что самый умный робот
свихнётся у твоих икон,

и самый яснозвёздный гений,
на Землю присланный творить,
замрёт и встанет на колени...

Он перестанет говорить.
 


______________________

Левитану


Нет утешенья нам:
наклон земной оси,
смещенье Полюсов,
дыра в озонном слое,
распад культур,
падение Руси, –
последний шаг
до "Вечного покоя".


__________

ВАН ГОГ



Гаше, приятель, извини,
мне в этом жёлтом интересней -
ему в зелёном пурпур тесен.
Так зажигаются огни.

Гаше, приятель, посмотри,
Как виридон в лазури дышит!
Он – чародей, он форму пишет
И рвёт сознанье изнутри.

Гаше, приятель, это – я.
Вот – ночь моя, а вот – дорога...
Я здесь – не сам,
я здесь – от Бога.

И человек мне не судья.




____________________

П О Л Ь
Г О Г Е Н


Плоды в сиреневых садах
уже поспели на Таити, –
другое солнце, извините,
и я уже не в тех годах.

А тут вокруг – кромешный Рай,
и в тубах масло закипает;
оно меняет цвет и тает,
и выливается за край!

Уже начало декабря,
пылают ягоды как угли,
и Солнце учится у джунглей,
лучами радуги творя,

в тени смеётся алый пёс,
и «груды жизни»  на подносах –
два переполненных кокоса
под синевой густых волос.

К прохладе розовой реки
я привыкал, как вы, не сразу...

Меня сожгут; я – сын проказы,

А вы – музеев знатоки.


____________________

*


Мудрец Гоген оставил ген,
а вот пророк Ван-Гог – не смог;

осталось областью легенд,
КАКОГО ЦВЕТА
был курок.



___________________

С. Дали


Накоплю я рубли
и куплю тебе роз,
Сальвадору Дали –
исцелителю коз,

поджигателю снов,
разрушителю тел,
лиходею кино,
чей трамвай улетел,

чей горящий жираф
ускакал и потух,
ибо Гоголь был прав,
а Бетховен был глух.

Если души горят –
по частям или все,
значит Рай как и Ад –
на одной полосе;

задымятся шасси,
колокольчик кольнёт
и душа повернёт
против хода Оси,

и взорвутся вдали
шесть диковинных звёзд!

Я – непрошенный гость.
Вы ведь тоже, Дали?


_________________

Чудовища
___________________________
( Сон разума рождает чудовищ )
                Ф. Гоя.

Сон Разума рождает нас, –
в которых спит заблудший разум.
Сомкнулся круг, увы, не сразу,
но он во сне уже хрипит.

Златая плоть его давно
увяла, призрачно синея,
и Мир синеет вместе с нею
у мониторов и в кино.


________________________

Даная


Ведь я когда-нибудь узнаю
и я когда-нибудь пойму,
с каким желаньем и к кому
ты обращаешься, Даная.

Что скажет бес, мне всё равно,
что скажут ангелы – неважно.
Здесь нет таких, кому не страшно,
и значит, всё предрешено:

и этот жест, и этот шёлк...
ведь я когда-нибудь узнаю,
зачем и Кто к тебе, Даная,
на эту землю снизошёл.



________________________

«Танатос»
                /Художнику  Яцеку Мальчевскому/.


Я камней натаскал в поле, –
я камней натаскал с гор,
дом построил, и жив доколе
подпирает меня забор –

острокаменный, вековечный,
охраняющий дух и род.
Только – Путь надо мною Млечный
да в полях кружит хоровод...

Засмеялась одна, златая,
отпорхнула от белых стай
дева тонкая, молодая:
"Приласкай меня, приласкай!"

Мне под праздники – девяносто;
не иссяк ещё Божий дар.
Тут рукой подать до погоста,
только я-то ещё не стар.

А она меня украшает;
разноцветный венок - на грудь,
не мешает мне, разрешает...
"Обними, ибо долог путь".

Я с травы её поднимаю,
из-под ног исчезает твердь...
Не расстаться с ней, понимаю, -

смерть.


_____________________

Ороско


Светоносный полёт.
Состояние сна.
Превращенная в лёд,
одесную – Десна.

А налево – олень,
что в оправе дубрав.
Ты не бойся, надень
это пончо из трав,

этот солнечный луч
меж кудрей золотых
заплети
и не мучь
ради светлых Святых,

ради свалок, где я
находил что искал;
от ручья среди скал
до границ бытия.

Этот утренний файл -
как ребячья игра
и ледник, что растаял
у начала Добра...

Это – древнее диво
под названьем "Весна",
где в программе прорыва
одесную – Десна;

голубая полоска...
натяни и играй!
Как в наброске Ороско

под названием "Рай".



________________

Ответ П. Пикассо.


Эмоции не лгут
в реальности и сне.
Вся наши судьбы – их материал.

Того, что нет
никто не потерял.

А ОБРАЗ - сумма тоже не извне.


__________________________

М И Х А И Л У
В Р У Б Е Л Ю
_____________________________
                по мотивам «Сирени»


Твоей сирени цвет
потусторонний
в агатах,
обрамлённых в изумруд,
есть что-то за печалью отдалённой -
благая весть,
что чувства не умрут.

И тихий смех,
и затаённый шёпот,
и невесомый бег
по шелесту листов...
там, словно брызги,
маленькие стопы
бегут от нас
на зов
волшебных сов,

чтоб оглянуться
вдруг
и не разрушить
свой хрупкий Мир
о наш трёхмерный взгляд.
Кто знает,
что
спасает наши души,
и что об этом
в небе говорят,

чьи огоньки,
сплетённые цветами,
мерцанием зовут
в ночной провал –

в его Дворцы
с лиловыми кострами
в закатный свод
на лунный Карнавал!


_______________________

Город Оскара
                /Оскару  Рабину – художнику и человеку/.


Город тёмный, упавший навзничь –
в белых кусках колонн,
только вагон одинокий, грязный
всхлипывает под наклон -

синтез Фалька и Окуджавы,
синтез боли и нищеты,
нерв глубинный большой Державы
в окна, в сердца, в мосты -

будто призрак в холодной ряби -
в рельс, о набережные стуча,
тонкой кистью – "Оскар Рабин" -
в рамах из кирпича:

"Улица имени Откровения"
с глупой куклой в пустом окне, -
из одиночества, из забвения,
чтобы лицом - ко мне.



______________________________

Юрию Метельскому


Слепым дождём
завешено окошко
с фигуркой детской на пустом углу,
и клёна ярко-жёлтая ладошка
все дни прижата
к мокрому стеклу,

прозрачна даль
и призрачен пейзаж.

Иллюзии художника тревожны.

Его надежды в Мире невозможны,
он не торгуясь
платит за мираж.

Он пьёт вино Вселенского заката
как собеседник, что пришёл на пир.
Кто знает,
чем
реален этот Мир!

Вселенная богата.


______________

Отражения

            /художнику  Игорю СНЕГУРУ, серия работ "Плавни"/.               



Отражённый отвесный берег.
Отражённое небо – ширится.
Отражённому надо верить, –   
в отражениях больше видится.               

В отражения можно бросить
отражённый в полёте камень, –
в отраженье качнётся проседь
над глубинами – над Веками!

И мальков золотые брызги
канут россыпью отражений
в омут пламени – в искаженье
отражённого в волнах диска

или тонкого силуэта
на песчаной ладони мола, –
отражённое
в плавнях
лето
хлынет в память водой тяжёлой!

И останутся отраженья,
чтоб заполнить
судьбу и вены –
отраженья, увы, нетленны:
вся Вселенная – Отраженья.



________________________

Художнику Юрию Миронову


Как это так! –
В освещении – розовым,
охра...
медью горит в тенях!
Как, чтоб в небе –
бордо и... Звёзды,
чтоб цветы  - на златых камнях!

... Что за спирали уходят в воду,
что там за льдины висят в дыму?

Как это так, чтоб – одна СВОБОДА!
Вся, без меры, и – одному.



________________________


СУПРЕМАТИЗМ
                /Художнику Сан Сану
                в знак полной солидарности/.



Где он, «Чёрный Квадрат»,
Вы видели? –
Под микроскопом
или в «Чёрных Дырах»...
на белом фоне... стены квартиры... –
соотношенье не объясните ли!

Всё, заключённое в этой раме,
если – искренне и – «по делу»,

нечто ЧЁРНОЕ ВМЕСТЕ С БЕЛЫМ.

Знак двухцветный.
Почти что – знамя.

Только двухмерность – от тройки точек.
Можно – в раму, и с трёх сторон.
И уж – без белого.
Это точно.

Иначе – ЧТО
открывает он?



_________________________
             Сан Сан 2010 год. Москва.



Л Е В Ы Е
________________________________________
                Московской "Двадцатке" посвящается.



Избит, поставлен на колени, –
беспечен,
одержим,
ничей,
любой из нас -
бессильный пленник
очарования вещей.

В дождях мы видим бриллианты,
в июньских травах – изумруд,
друзья богов,
рабы талантов,
мы видим свет
и верим в труд.

Вдыхая запахи палитры,
шагая вдаль по лепесткам,
неся мольберты и пюпитры,
не верим мудрым старикам,
служа друг другу отраженьем,
стремимся "быть
затем, чтоб стать".

Мы созидаем разрушенье,
ломая Мир,
чтоб Мир понять.



_________________________

ПУРПУРНОМУ
ЛЕГИОНУ


В большом уме подчас
живёт порок,
внезапно навалясь и побеждая.
И злимся мы, пороку угождая,
и в страхе закрываясь на замок.

Там остаётся он
с его армадой –
злорадствующий,
глупый и пустой,

но мы живём
волшебным словом «надо»,
в котором смысл –
ясный и простой.

Нет грязи только в чистоте безлюдья,
отшельники уходят, чтобы жить
не тем, что есть,
а тем, что ЗАВТРА будет,
и прошлое не смеют ворошить.

В нём – ничего.
Лишь – слабость лицемерья
и чувства,
временем развеянные в прах.


Гоген и Диоген – любой был прав,
однажды хлопнув осаждённой дверью.



____________________________