О стихотворении Бориса Пастернака Свеча горела...

Шестакова Елена Аркадьевна
"ЖАР СОБЛАЗНА" СРЕДИ МЕТЕЛЬНОЙ ЗИМЫ

Одно из самых знаменитых стихотворений Бориса Пастернака "Зимняя ночь" было написано в 1946 году и вошло в так называемый сборник стихов Юрия Живаго - главного героя романа "Доктор Живаго". Это необыкновенное стихотворение - о земной любви, о волшебном действе слияния двух влюблённых. Литературоведы склонны связывать его с последней возлюбленной поэта Ольгой Ивинской.

Вот текст стихотворения.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Перед нами - удивительно лиричная, страстная картина, в которой переплетаются два противоположных начала: мороз зимней метельной ночи и горящая в комнате свеча, которая и есть символ яркой, бурной страсти двух влюблённых, укрывшихся от непогоды в тепле уединённой комнаты.

Образ свечи в стихотворении - главный, он повторяется в тексте 4 раза. Это символ жизни, света, тепла, любви. И рефрен "Свеча горела на столе, свеча горела" звучит как заклинание о том, чтобы этот свет яркой страсти никогда не потух и продолжал гореть в сердцах влюблённых и в этой комнате, наполненной теплом и негой.
Зима и метель в стихотворении не враждебны влюблённой паре. Ведь пурга разгулялась где-то там, за стеклом окна, и не касается людей своим ледяным дыханием. Она даже красива! Стекло не пропустит холод в дом, и можно любоваться из тёплой комнаты, как необыкновенно и причудливо "метель лепила на стекле кружки и стрелы" - сказочный зимний узор, который кажется чудесным и необыкновенным тем людям, которые не на улице, не среди метели,  а в уютной тёплой комнате возле свечи. Ведь снежные "хлопья со двора" не помешают влюблённым млеть в жарких объятиях, не остудят чувства, не заморозят бурные эмоции.
 
Земная любовь двоих, возвышенная и яркая, показана в стихотворении не напрямую, а через расплывчатые образы теней на "озарённом" (будто бы солнцем!) потолке. Строка "Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья" подчёркивает то, что судьба двух влюблённых неразрывна , их союз овеян святостью, так как троекратно повторённое существительное "скрещенья" явно подразумевает христианский крест и позволяет фантазии озариться образами из Евангелия. А читателю предлагает подумать об истоках человеческого бытия и о продолжении жизни в будущей бесконечности времён и пространств. Упоминание ангела и его крыл словно уносит нас в запредельные космические дали... 

Всё это завораживает! Заставляет работать воображение, чувства, фантазию.

Но есть в стихотворении и конкретика, детали, которые необычайно оживляют текст. Вот два башмачка падают на пол со стуком, а воск от свечи капает на платье, небрежно брошенное где-то на стуле... Волшебство любовного действа передано полунамёками. И это очень сильно влияет на чувства читателя.

Конечно же, в СССР такое стихотворение не могло быть одобрено, ибо плотская любовь тогда всячески затушёвывалась, замалчивалась. Говорили, что "секса у нас нет!" А вот в конце 1980-х годов, в Перестройку, стало возможным опубликовать и роман "Доктор Живаго", и это стихотворение внутри романа. Оно было положено на музыку и стало очень красивой песней.

Таким образом, свеча, горящая на столе, это и неугасимый огонь человеческой любви, и пламя страсти, и противостояние холоду внешнего мира, и незатухающий огонь веры в будущее.