23 января - память свт. Григория, еп. Нисского

Галина Николаевна Николаева
     Святитель Григорий Нисский принадлежит к числу наиболее почитаемых христианских святых. Православная Церковь хранит о нём память как о величайшем церковном писателе, вселенском учителе и отце.
     Григорий Нисский вместе со своим старшим братом Василием Великим и близким другом Григорием Богословом (или Григорием Назианзином) принадлежал к плеяде знаменитых Великих Каппадокийцев (Каппадокия – область Малой Азии, входившая в Восточную Римскую империю, ныне принадлежит Турции).
     Эти Отцы Церкви во второй половине IV века, опираясь на опыт античной философии, в строго православном духе разработали догмат о Святой Троице и утвердили его на Втором Вселенском Соборе (381 год).
     Тогда Римская империя буквально сотрясалась спорами с арианами и другими еретиками, и дискуссии о Боге, Лицах Троицы и Их взаимоотношениях, о соотношении двух природ в Христе были столь распространены и повсеместны, что буквально выплеснулись на улицы и площади городов.

     По приближенным подсчётам Григорий Нисский родился в период между 331 и 335 годами в Кесарии Каппадокийской (ныне город Кайсери в Турции) в богатой аристократической семье с глубокими христианскими традициями. Имя Григорий он получил в честь святого Григория Чудотворца.
     Из девяти его братьев и сестер четверо были прославлены Церковью в лике святых: святители Василий Великий и Петр Севастийский, преподобная Макрина Младшая и блаженная Феозва.
     Отец Григория, Василий старший умер рано, и вся тяжесть заботы о детях легла на вдову. Помимо матери, Емилии, большое влияние на воспитание будущего Нисского святителя оказали: старшая сестра, Макрина, и старший брат, Василий (Великий.
     Получив сначала образование в языческой школе в Кесарии, Григорий потом занимался со своим старшим братом Василием, который учился в Афинах. За счёт усердия и целеустремленности он достиг высочайшего уровня образованности. Хотя Григорий принадлежал к столь уникальной христианской семье, он в юности очень увлекался античной риторикой и философией, и пережил своего рода искушение внешней ученостью, даже решил сначала стать светским оратором и учителем риторики.
     Несмотря на общую духовную атмосферу в семье, иногда в молодости Григорий позволял себе относиться к церковной жизни с прохладцей.
      
     Но судьбоносную роль в его жизни сыграл один сон. Когда однажды в имении его матери совершалось празднование в честь перенесения мощей сорока мучеников, приехавший на празднество Григорий, «присутствуя, скорее отсутствовал», и вообще был очень недоволен тем, что его оторвали от его ученых занятий. Но когда он лег спать, то во сне увидел, что хочет войти в сад, но некие светоносные воины не пропускают его. Ситуация изменилась лишь с вмешательством одного из явившихся воинов, который и заступился за Григория, и ему наконец-то удается войти в сад.
     Григорий в ужасе пробудился. Суд совести не заставил себя долго ждать. Оплакав своё поведение, Григорий тут же направился к урне с мощами, взмолился и стал просить у Бога и святых воинов прощение.
     После такого проникновенного вразумления он оставил свои мирские науки и увлечения, обращается к чтению священных книг и становится чтецом на богослужебных собраниях.
     Однако такая настроенность сначала ненадолго укоренилась в душе Григория. По смерти Юлиана Отступника, воспретившего христианам быть наставниками риторики и грамматики, Григорий опять обратился было к любимому занятию, избрав для себя призвание преподавателя риторики, что вызвало недовольство со стороны его друзей и строгие обличения со стороны святого Григория Богослова. Впрочем, Григорий недолго стремился к славе ритора.
     Под влиянием членов своей аскетически настроенной семьи и друзей, он обратился всею душою к изучению памятников веры, оставил мир и удалился в пустыню, поселившись в монастыре, основанном Василием Великим на берегу реки Ириса.
   
     Вскоре после того святой Василий, желая иметь в Григории верного помощника для борьбы с арианскою ересью, поставил его во епископа города Ниссы. Святой Григорий действовал, как истинный пастырь Христов, доблестно управляя Церковью и охраняя ее мир от козней ее врагов. Благочестивая сестра его Феозва была при нем диакониссою и весьма много помогала брату в делах церковных.
     В 375 году в царствование Валента святой Григорий Нисский подвергся несправедливым гонениям со стороны правителей - ариан. Наместник Понта Демосфен составил в Анкире из покорных правительству епископов собор, на котором Григорий был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества и лишен кафедры. По приказанию Демосфена святой был схвачен и под стражей отправлен в Анкиру, причем дорогою много пострадал от грубости воинов. Потом он решился бежать и, ускользнув от стражи, скрылся в безопасное место. На следующий год был созван новый собор из епископов Понта и Галатии в самой Ниссе; святой Григорий не явился на суд и снова был заочно низложен, а на его место был назначен безвольный и продажный архиерей.
     Лишившись кафедры, он не оставался в бездействии: переходил из одного места в другое, чтобы утверждать православие и утешать православных. По смерти Валента, Григорий был возвращен к своей кафедре и с восторгом встречен своей паствой.
   
     Скоро, однако, радость возвращения была отравлена семейным несчастием. 1 января 379 года скончался Василий Великий, которого он глубоко любил и уважал, как своего наставника. В годичную память почтил он его надгробным словом и из благодарного уважения к нему, как к своему наставнику, окончил его описание Шести дней творения, где недоставало описания человека и где другие желали видеть решенными еще некоторые недоуменные вопросы.
     После смерти Василия Великого, Григорий Нисский продолжил осуществлять его замыслы. К этому времени он стал одним из наиболее известных и авторитетных отцов Церкви.
     В сентябре этого года святой Григорий Нисский принимал участие в Антиохийском соборе. На этом соборе определено было послать опытного в деле веры мужа для обозрения церквей в Аравии и Палестине, где оскорбляли веру ереси антикомариан, не чтивших непорочного девства Богоматери, и коллиридиан, чтивших Богоматерь, как божество. Для утверждения мира и веры избран был святой Григорий.
     Возвращаясь оттуда к своей кафедре, святой Григорий получил известие о болезни своей старшей сестры Макрины, с которой он не встречался уже 10 лет. Григорий Нисский тотчас же поспешил к обители, где Макрина стояла во главе монашеской общины, но застал ее уже на смертном одре. Последний разговор с этой замечательной христианской подвижницей, её кончину и погребение Григорий описал в двух сочинениях — в послании к монаху Олимпию и в трактате о душе и воскресении.
     В отсутствие святого Григория в его епархию было занесено арианство, которое ему с трудом удалось побороть по возвращении домой.
   
     При императоре Феодосия Великого, в 381 году, был созван в Константинополе второй Вселенский собор против духоборца Македония. Святой Григорий Нисский был там, вместе с другими святыми отцами, поборником благочестия, возражая и посрамляя противников силою истины на основании Божественного Писания. Благодаря своей учености Григорий Нисский был одним из влиятельнейших деятелей собора: старанием святого дополнен был никейский символ веры членом о Святом Духе, причем к символу были присоединены еще девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый члены.
     Во время своего пребывания в Константинополе, святой Григорий произнес две проповеди: одну — по случаю избрания Григория Богослова епископом столицы, другую — надгробную, на погребении Мелетия Антиохийского.
     По итогам Второго Вселенского Собора Император Феодосий Великий (379—395 гг.) своим эдиктом от 30 июля 381 г. включил Григория, вместе со своим митрополитом Елладием Кесарийским и Отрием Митиленским, в список епископов-хранителей Православия для Понта: все епископы, желавшие сохранить за собою свои кафедры, должны были, согласно этому эдикту, находиться в общении с этими епископами-хранителями.
      
     Григорий не нашел, однако, в митрополии доброго сотрудника в деле утверждения православия. Этот честолюбивый, властный и богатый церковный вельможа за что-то был недоволен Григорием. Возвращаясь из Севастии после первого поминовения год тому назад скончавшегося брата Петра, Григорий решил заехать к Елладию и объясниться.
     Елладий был в горах, совершая память мучеников. Пришлось оставить повозку и 50 стадий следовать по горным тропинкам отчасти верхом, отчасти пешком. Усталый и разбитый, Григорий прибыл к месту назначения в тот момент, когда Елладий, окончив богослужение, возвратился домой. О прибытии Григория тотчас же доложили, но Елладий не торопился принять его. Под раскаленными лучами солнца, усталый и голодный, окруженный толпой зевак, указывающих на него пальцами, сидел Григорий, ожидая, пока его позовут к епископу. «Наконец, говорит он, были отверсты нам царския палаты, и мы вошли внутрь святилища». Елладий не сказал ни слова в приветствие, не пригласил Григория сесть. После нескольких минут тягостного молчания, Григорий заговорил первый, но Елладий не пожелал слушать его объяснений. Несмотря на то, что был уже готов праздничный обед, Григорию не было предложено подкрепить свои силы. Под проливным дождем вынужден был он тотчас же возвращаться тем же трудным путем.
 
     Вскоре после второго Вселенского собора, Григорию пришлось переезжать из одной церкви в другую для приведения в порядок церковных настроений и утверждения православия. В 383 году святой Григорий Нисский был на соборе в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Духа Святого. В 386 году он снова был в Константинополе и здесь ему, как знаменитому оратору, было поручено произнести слово над гробом любимой всеми императрицы Плакиллы. В 394 г. он снова присутствовал в Константинополе на соборе, созванном для решения вопросов по церковным делам Аравии.
     Паству свою святитель Григорий, как пастырь верный и истинный, ревностно утверждал в вере и благочестии; случалось, что по нескольку дней сряду говорил он ей поучения. В то же время он был ходатаем и защитником несчастных пред судьями, отличался сострадательностью к нищим, терпеливостью, миролюбием и прямодушием.
     Полагают, что в том же, 394 году он почил о Господе.
   
     Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения. Он оставил много полезных и драгоценных для святой Церкви богословских сочинений, в том числе по догматике, аскетике, каноническому праву, Священному Писанию Ветхого Завета.

     Тропарь святителю Григорию Нисскому, глас 4:
     Правило веры, и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Григорие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
    
     Кондак святителю Григорию Нисскому, глас 1:
     Оком душевным бодрствуя святителю, бодр пастырь явился еси миру: и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим, вся отгнал еси злославныя яко волки, невредно соблюд стадо Григорие всемудре.
     Перевод: Оком душевным бодрствуя, святитель, бодрым (Григорий от греч.  - бодрствую) пастырем ты стал для мира, и жезлом мудрости твоей и усердной защитой твоей отогнал всех еретиков, как волков, сохранив невредимым стадо, Григорий премудрый.

     Кондак святителю Григорию Нисскому, глас 2:
     Церкве божественный иерарх, и премудрости честный тайноглагольник, ниссийский бодрый ум Григорий, со ангелы ликовствуя, и наслаждаяся божественным светом, молится непрестанно о всех нас.

     Величание
     Величаем тя, святителю отче Григорие, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

     Молитва святителю Григорию Нисскому
     О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие, предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди:
    архиереи благолепием святительства украси, монашествующыя к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, пленных возврати, немощствующыя и молящияся тебе от всех напастей и бед ходатайством твоим свободи:
    моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день Страшнаго Пришествия Его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

     Святителю, отче Григорие, моли Бога о нас, о духовном просвещении русского народа.




Источник:
https://www.zaumnik.ru/grecheskoe-bogoslovie/
gregorius-nyssenus.html
https://predanie.ru/book/68911-grigoriy-
nisskiy-tvoreniya/
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/dimitr_
rostov/yanv/txt35.html