24 января - прп. Михаил Клопский, Новгородский

Галина Николаевна Николаева
     В 15 верстах к юго-западу от Великого Новгорода, в трех верстах к западу от озера Ильменя, на реке Веряже, стоит небольшой древний монастырь во имя Пресвятой Троицы, называемый Клопским. Здесь в XV веке подвизался и почил преподобный Михаил, прославивший обитель своей святой жизнью и чудесами. Происходил он из боярского рода, был родственником великого князя Димитрия Донского († 1389 г.) Тайно он оставил Москву и, приняв на себя Христа ради юродство, начал свои подвиги в Великом Новгороде.
    
     Преподобный Михаил начал свои подвиги юродства в Великом Новгороде. В 1408 году он предсказал скромному мальчику Иоанну славную будущность — то, что он будет архиепископом Новгородским. Около пяти лет никому не известный и никого не знающий он ходил по улицам города в нищенской одежде, затем явился в Клопский монастырь близ Новгорода, где никто не знал, кто он.
     В ночь на 24 июня 1408 года в монастыре служили утреню. Череду правил иеромонах Макарий. Покадив церковь на девятой песни канона, Макарий вышел покадить и свою келлию. Уходя к службе, Макарий оставил ее запертой, а теперь видит, что келлия отомкнута. Входит, а там на стуле перед столом сидит старец-инок. На столе горит свеча, и старец переписывает Деяния апостольские, именно о плавании святого апостола Павла.   
     Ужас напал на иеромонаха, он торопится в храм и рассказывает обо всем игумену Феодосию. По окончании службы игумен взял святой крест и кадило и в сопровождении братии направился к келлии иеромонаха Макария. Теперь оказывается, что не только келлия, но и сени заперты изнутри. Подошли к окну и увидели, что за столом сидит и пишет старец- инок.
     «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!» — говорит игумен.   
     «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!» — отвечает старец.
     Трижды повторял игумен молитву. Трижды ответил ему старец повторением слов его. Все пришли в ужас, думая, что это привидение от диавола.
     «Кто ты, — спрашивает игумен, — человек или бес, и как тебе имя?» — «Кто ты, человек или бес, и как тебе имя?» — ответил старец.
     Трижды повторяет игумен вопрос, и трижды слышится тот же ответ. Это удивило и рассердило всех. Игумен приказал разобрать крышу на сенях и открыть наружную дверь, а дверь в келлию выломать. Вошли. Игумен окадил келлию ладаном, окадил и старца. Тот, как пойманный, закрывается от ладана, при осенении крестом возлагает на себя крестное знамение. Игумен опять спрашивает его: «Как пришел к нам? Откуда ты? Что за человек и как звать тебя?»
     Старец отвечает повторением тех же вопросов. Так ничего и не узнали. Однако игумен Феодосий успокоил братию: «Не бойтесь. Бог послал нам сего старца преподобного, Своего угодника».

     Братия спокойно разошлись по келлиям. Позвонили к обедне. Служил тот же иеромонах Макарий. Ко времени пения «Единородный Сыне» странный пришелец чинно вошел в церковь и, получив благословение, принял участие в пении; прочел Апостол, а потом пел и всю обедню. Окончив службу, Макарий поднес просфору игумену, а игумен передал ее пришельцу и пригласил его в братскую трапезу. По исхождении из трапезы взял его игумен за руку, повел в келлию, благословил жить в ней и просил остаться в обители.
     Так водворился блаженный в Клопском монастыре. Никто не знал ни имени блаженного, ни того, откуда пришел он. Однако все знали и видели, что он вел жизнь поистине подвижническую. Он жил один в своей келлии. Не имел ни постели, ни изголовья, никаких одежд, кроме ряски и мантии, в которых ходил в храм. Ночи проводил без сна в непрестанном славословии Богу или в чтении житий святых. Когда же подвижника одолевал тяжкий сон, он ложился на песок на полу келлии и немного отдыхал. Келлию свою топил навозом. Вкушал хлеб и воду и притом не каждый день. Еженедельно приобщался Святых Животворящих Таин. Покорен был блаженный игумену, своему отцу духовному и братии. В храм Божий являлся первым и, внимательно выслушав Божественную службу, последним выходил из него. Все только видели, что от великих трудов и воздержания тело его было подобно тени. Игумен и братия исполнились почтения к житию святого, а он таился от них, принимая вид Христа ради юродивого.

     Раз в церкви за обедней блаженный сказал игумену:
     - У нас, отче, гости незнакомые!
     - Кто такие? — спрашивает игумен.
     Блаженный не ответил ему, а велел только усердно молиться. Вышли они из церкви и видят, стоят три человека. Игумен подал им просфоры. Двое взяли, третий отказался.
     - Зови их в трапезу, потому что они пришли издалека, — сказал блаженный игумену.
     И тот пригласил их. Один из пришельцев отозвался: 
     - Есть у нас и еще товарищи.
     - Пусть кто-нибудь из вас позовет и товарищей на трапезу.
     Позвали, и пришло 30 разбойников, вооруженных дубинами, в доспехах. Сели за стол. Все ели и насытились. Только двое старших не едят, сидят в смущении.
     - Отчего не едите, детки? Ведь не исполнится ваше злое намерение, с каким пришли сюда, — говорит им блаженный Михаил.
     А они пришли разорить и разграбить обитель. И по слову святого обоим разбойникам сделалось дурно: сперва один со стоном схватился за сердце, потом другой. Тогда испугались остальные разбойники и поднялись, чтобы уйти. Они не только не причинили обители зла, но оставили дары и просили братию поберечь их заболевших товарищей. Из этих же двоих один стал вскоре просить о пострижении в иночество. Игумен затруднялся было исполнить просьбу молодого разбойника, опасаясь, что он обратится снова к беззаконной жизни. Но блаженный убедил его постричь просящего:
     - Он будет нам братом, поживет немного и умрет.
     И постригли его с именем Иерофея. Он скоро оправился от болезни, но скоро же и умер. А другой, по предсказанию блаженного, выздоровел и был отпущен из монастыря со строгим наказом от блаженного оставить кражи и разбой и удерживать от них товарищей.

     Об имени блаженного узнали нескоро. Младший сын Димитрия Донского, князь Константин Димитриевич, в 1419 г. лишен был своего удела и поехал в Новгород, где его помнили с 1408 года как великокняжеского наместника и теперь приняли с любовью. Когда блаженный Михаил читал на трапезе книгу Иова, то князь, услышав голос чтеца, подошел к нему ближе, всмотрелся, узнал и поклонился ему, сказав:
     - Это Михаил, сын Максимов, княжеского рода, — проговорил князь, — поберегите его, он человек нам близкий.
     - Один Создавший меня знает, кто я, — отвечал блаженный.
     Тогда игумен заметил:
     - Сын мой, отчего ты не скажешь нам своего имени?
     - Мое имя Михаил», — подтвердил инок.
     Игумен и братия были обрадованы этим признанием блаженного и за близость его к княжескому семейству начали заботливо беречь его.
     Преподобный Михаил был примером для братии во всех иноческих подвигах. 44 года прожил он в Клопском монастыре, изнуряя тело свое в трудах, бдениях и различных лишениях.

     И Господь Бог, ведая сердце человеческое, не восхотел, чтобы великий подвижник оставался потаенным, и скоро явил славу его пред людьми, сообщая ему и дар пророческого предвидения, и силу творить чудеса.
     В то время в Великом Новгороде и его окрестностях настала засуха. Дождя не было три года. Пересохли не только ручьи, но и реки. И на месте, где преподобный на песке написал: «„Чашу спасения приму и имя Господне призову“ (Пс.115:4). На сем месте будет источник воды неисчерпаемый», – пошла вода ключом. Открылся неисчерпаемый колодезь. Его обложили, утвердили, и он сохраняется до наших дней. А тогда, в засуху, приходили за водою из всей округи. Игумен же Феодосий прославлял дивного во святых Своих Бога.
     При наступлении голода, хотя хлебные запасы в обители не могли быть велики, но по настоянию блаженного, кормили всех, при этом хлеб в житницах не убывал, сколько бы его ни брали. Святой обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. Предсказал рождение 22 января 1440 г. великого князя Иоанна III (1462–1505 г.) и взятие им Новгорода, обличал князя Димитрия Шемяку за его злодейства и, когда увещания его оказались напрасными, предсказал ему смерть. Многие пророчества будущего, относящиеся и к отдельным лицам, и к судьбе вольного Новгорода, все впоследствии сбылись.
    
     Был вторник Пасхальной недели. За утреней в обители не видали преподобного Михаила. После заутрени в притворе Новгородского Софийского собора встретил его посадник Григорий Кириллович со свитою и звал на обед. Блаженный ответил на это:
     - Знает Бог злой умысел ваш против обители.
     Бояре впали в раздумье и на время обедни приставили человека, чтобы он постерег блаженного. Но старец незаметно удалился отсюда и в то время, как очередной иеромонах в Клопской обители шел к обедне, стоял уже в церковном притворе и со слезами молился словами псалма:
     - Суди, Господи, обидящия ны и побори борющия ны, да разумеют Твое человеколюбие о сей обители и о нас, странных.
     После обедни игумен с братией, а с ними и блаженный, пошли в трапезу.
     В то время прибегает посланный из Новгорода отыскать блаженного, видит его в трапезе и приглашает на обед к посаднику.
     - Скажи своим господам, чтобы не кормили нас; нас питает Живоначальная Троица, - так сказал ему блаженный Михаил. — А что замыслили они против обители, то не сбудется.
     Окончилась монастырская трапеза и все разошлись.
     Посадник Григорий Кириллович Посахно владел землей возле Клопского монастыря. В дни святой Пасхи этот богатый и по Новгороду знатный муж, присутствуя в монастыре, объявляет игумену и братии:
     - Не смейте пасти свои стада на моей земле, не ловите и рыбы ни в реке, ни в поемном болоте. Это мои владения. А если не послушаетесь, и я поймаю кого на пастьбе или на рыбной ловле, тому переломаю руки и ноги.
     Слыша такие речи, блаженный Михаил ответил:
     - Я говорил тебе прежде, что не сбудется твое злое замышление против честной обители. Сам будешь без рук и без ног, и в реке едва не утонешь. А ловцы станут по-прежнему ловить, и скот пастись.

     Но Григорий не вразумился. Прошло немного времени. Святой старец и игумен снарядили рыбную ловлю на реке. В то время, как монастырские ловцы тащили невод с рыбой, прибежал Григорий, ударил одного ловца, погнался за другим и свалился в воду. Едва-едва вытащили его и привели в чувство, но руки и ноги у него отнялись. Господь сохранил ему только язык для покаяния. Наутро больной опомнился и приказал нести себя в монастырь, хотел получить благословение у игумена и прощение у блаженного. Но монастырские ворота перед ним, по распоряжению старца, закрыли и его не пустили в обитель, даров его — кануна, свечей и просфор — не приняли. Игумен и братия были смущены тем, что отказали посаднику.
     И действительно, разгневанный Григорий поехал в Новгород с жалобой. Здесь за него вступились знатные люди; они жаловались на вече, пошли к архиепископу и требовали от него распоряжения, чтобы не смели монастырские старцы отказывать Григорию в молитвах. Владыка послал в монастырь протопопа и протодиакона сказать, чтобы пели там молебен и обедню за посадника. Блаженный Михаил объявил посланным:
     - Передайте владыке, молимся мы на всяк час о благоверных князьях, пекущихся о Русской земле, о твоей, владыка, святыне и о всем мире православных христиан; не о Григории только, но и обо всех ненавидящих и обидящих нас и творящих нам пакость. А Григорий за свою злую наглость пусть поездит по монастырям и попросит у Бога милости и о своих согрешениях крепко помолится. Всещедрый Господь воздаст ему противу дел его.

     Посланные передали речь старца владыке, и владыка благословил Григория ехать по монастырям. Григорий объехал все монастыри кругом Новгорода, давал милостыню на службы и на молебны, вспоминая пророчество блаженного, ездил по всем городским церквам. Так прошел год и полтора месяца. Григорий опять обратился к владыке, поведал, что нигде не обрел себе помощи и милости от Бога и просил благословения и прощения.
     - Поезжай опять в Клопский монастырь и проси милости у Пресвятой Троицы и прощения у блаженного Михаила, — так решил архиепископ и послал с ним священников от Святой Софии и посадских людей.
     Приехали в монастырь. Приняв благословение у игумена и блаженного старца, посадник просил отслужить молебен и литургию. Внесли больного на ковре в церковь и запели молебен. Григорий не мог даже руки поднять для крестного знамения. В конце молебна, при пении кондака, больной мог уже двигать рукой, которая висела расслабленной четырнадцатый месяц. Затем начали Божественную литургию. Во время малого входа больной перекрестился и сел, а при пении Херувимской он поднялся на ноги и стоял до конца службы. Все были свидетелями преславного чуда и в веселии сердца направились в трапезу. На этот день трапеза учреждена была исцеленным посадником. Приглашая братию вкусить хлеба и соли, Григорий просил у них прощения за обиды, благодарил за чудесное исцеление.
     Блаженный Михаил ему ответил:
     - Господь уготовал благая любящим Его и исполняющим Его заповеди. А начинающих вражду Бог погубит. Будь, чадо, добр до сей обители — ее игумена и братии.
     Затем он простил и благословил раскаявшегося посадника, который с этой поры стал добр до Клопской обители.

     Предчувствуя свое близкое отшествие, блаженный Михаил перестал ходить на обычное свое место в церкви и во время богослужения стоял близ могилы недавно скончавшегося игумена Феодосия. Блаженный Михаил преставился 11 января 1453 года и был погребен в монастырской Троицкой церкви.
     После его кончины Господь прославил чудесами своего угодника. Жития преподобного содержат множество примеров спасения людей, застигнутых в пути бурей или ненастьем, исцеления их от тяжелых болезней и недугов. Всем нуждающимся по молитвам их подает помощь святой Михаил Клопский, Новгородский чудотворец.

     «Радуйся, Михаиле, великий подвижниче Христов».

     Тропарь преподобному Михаилу Клопскому, Новгородскому чудотворцу, глас 8:
     Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, мира сего красоты отнюд возненавидел еси и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, от зноя же и студени, от дождя и снега и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонился еси, душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, отче преподобне Богоносне Михаиле, и ныне на Небесех предстоиши престолу Пресвятыя Троицы. Но яко имея дерзновение многое, моли Христа Бога спастися душам нашим.
     Перевод: На земле Христа ради ты добровольно стал юродивым, мира этого красоту возненавидел и взыграния плоти обуздал постом и жаждой, лежанием на земле, от зноя же и мороза, дождя и снега и прочих природных трудностей никогда не уклоняясь, душу же ты очистил добродетелями, как золото в горниле, отче преподобный Богоносный Михаил, и сейчас на Небесах предстоишь Престолу Пресвятой Троицы. Но как имеющий дерзновение многое, моли Христа Бога о спасении душ наших.

     Кондак преподобному Михаилу Клопскому, Новгородскому чудотворцу, глас 8:
     Духа Святаго силою уподобился еси Богоглаголивым древним пророком, сказав
безвестная и тайная, и еже годе судьбам Божиим в сбытие, и ина многа чудеса о Христе сотворив, и люди удивив, торжествовати устроил еси, вопиющия: слава Богу, прославляющему святыя Своя.
     Перевод: Духа Святого силой уподобился ты древним пророкам, проповедовавшим Бога, открывая неизвестное и тайное, и то, чему суждено Богом сбыться, и иные многие чудеса во Христе сотворил, и людей удивил, побудив торжествовать, взывая: «Слава Богу, прославляющему святых Своих».

     Величание:
     Ублажаем тя, преподобне отче Михаиле, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

     Молитва преподобному Михаилу Клопскому, Новгородскому чудотворцу:
     О, преподобне и преблаженне отче наш Михаиле, ты возжелав усердно шествовати во след Господа нашего Иисуса Христа, вся плотска;я мудрования отринул еси;, ты отечество свое, род и временное благородство и земнаго царствия наследие оставив, монашества и юродства путь ко спасению и к наследию Царствия Небеснаго предъизбрал еси:
     пришед же дивне во обитель сию Пресвятыя Троицы, в ней трудолюбно и богоугодно подвизаяся, по премногу ко устроению ея споспешествовал еси: и от всех бед, от глада, вражияго нахождения и огненнаго запаления, и всякаго зла оную сохраняя и защищая живущих в ней и к ней притекающих путю Господню поучал еси:
     ты и ныне Пресвятей Троице со всеми святыми предстоя и непрестанно насыщаяся зрения Божества Трисветлаго, поминай, молим тя, чтущих святую память твою: не премолчи, угодниче Христов ко Господу моляся,
     да Он, благодатию Своею приосеняя притекающих к тебе и мощи твоя устами и сердцем лобызающих здравы и невредимы сохранит и от всякия напасти свободит, подая путешествующим в пути благоспешество, болящим здравие, печальным утешение, сирым, вдовицам и всем напаствуемым скорое заступление и вспоможение и от вражиих наветов твердое ограждение и защищение:
     не престай же моляся и о Богохранимей стране нашей, яко да, твоим предстательством и молитвами сохраняеми, вси возможем подвиг течения неблазненно совершити, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     Преподобне отче Михаиле, моли Бога о нас.




Источник:
https://tatmitropolia.ru/mesyceslov/days/?id=63526
https://www.radioblago.ru/jitiya/mihail-
klopskij-prepodobnyj-yurodivyj
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-klopskij