мой храм — харам
не входи!
там в груди сердце и жженые листья..
внутри на три замирают птицы..
там время себя боится..
на два там молчит трава
на один там-там пробивает начало густой тишины..
я выгоняю из храма ангелов,
я выгоняю из храма демонов,
я выгоняю из храма
......................................
б о г а в о й н ы..
P. S.
он уже лет двести входит в ударную группу симфонического оркестра и не имеет никакого отношения к барабанам.
это большой гонг, который подвешивается специальным образом и используется в исключительных случаях. К нему прилагается целый набор извлекателей звука: большая колотушка, барабанные палочки или что-нибудь ещё, чем можно по нему бить, постукивать или скрести.
родина этого инструмента - Китай, а в европейском оркестре он появился в конце 18 века во Франции. Каким образом туда попал такой экзотический инструмент - точно не известно.
диск гонга сделан чаще всего из бронзы. Он большой - около метра в диаметре, сложной вогнутой формы, поэтому при ударе порождает довольно сложную вибрацию. Звук получается почти мистический: он сам собой необъяснимым образом усиливается, распространяется в пространстве сложной звуковой волной и потом гаснет.
звучит он довольно жутко. Там где крах, конец всему и полный апокалипсис - там и там-там.
разбивается о скалы корабль Синбада-морехода в "Шехерезаде" Римского-Корсакова - там-там.
смертный час объявляет человеку в финале Шестой симфонии Чайковского тоже там-там.
в там-там бьёт Норма в опере Беллини, чтобы при всём народе шагнуть в костёр.
очень страшно он звучит в сцене расстрела демонстрации из второй части Одиннадцатой симфонии (она посвящена событиям "кровавого воскресенья" 9 января 1905 года).
на отметке 0:11 удар там-тама открывает атаку барабанов и литавр. И потом время от времени рассыпает над этой звуковой агонией ледяной дождь ужаса. Но самое страшное - оглушительная тишина после этого.