Посвящение Басё

Наталья Михрина
Когда открыла,
Басё, твою я книгу,
Прошли столетья.
Ах, как же долог путь был
К тебе, мой милый странник...


          ***

Тщедушный телом
Бредёшь... В руке лишь посох,
Сума на шее.

Стихи и флейта,
Да чётки для молитвы
С тобою рядом.

От солнца шляпа,
Плащ от порывов ветра,
Весь мир - попутчик.

Гнездо покинув,
Ты одинок, как ворон,
В осенний вечер.

Ночлег твой - поле,
Постель - земля и травы.
Разбудит ветер.

На завтрак плошка
Разваренного риса,
На ужин - песня.

Зимой снежинки
На плащ из трав садятся,
Плетя орнамент.

А в летний полдень
Натруженные ноги
Ласкают волны.

Снимая шляпу,
Средь облаков плывущих,
Пьёшь вдохновенье.

И друг за другом
Слетаются трёхстишья
На лист из неба.

И шепчут губы:
Поэзии достойно
Всё в этом мире.

Твоя отчизна -
Днём, где сияет солнце,
А ночью - месяц.

И с каждым шагом,
Мешая пыль с росою,
Идёшь в столетья...

...................

Зима и лето,
Дни осени и вёсны
Вновь повторятся

Извечным ритмом
Вселенского скитальца
Басё - поэта...




     Выдержки из предисловия А.Долина к книге "Басё и поэты золотого века"
               
     Родоначальником поэзии трёхстиший был Мацунага Тэйтоку (1571-1653г.г.) Именно он ввёл термин "хайку". Но его творчество не было оценено потомками. Он слишком теоретизировал и своими правилами ограничивал развитие этого жанра. Тэйтоку оставил учеников. Но его последователи, в борьбе за первенство, разрушили основы серьёзного отношения к хайку.
     Возобладала комическая школа Нисиямы Соина (1605-1682г.г.). Она превратила хайку в пародию, но явилась основой быстрого распространения жанра в стране.
     Назрела проблема перевода хайку в категорию высокой лирики из инструмента доступного развлечения.
     Именно Мацуо Басё и поэты его школы решили эту задачу. Поэзию его школы отличают простота, благородство духа, философская наполненность, умение увидеть и передать многое в немногом, великое в малом. В своём искусстве он следовал природе, "сдружился с временами года". Ещё при жизни Басё стал кумиром поэтов и читателей. В 19 веке был официально канонизирован указом императора Мэйдзи. Получил звание "Божество летучих звуков". Его учителями были Лао-цзы, Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй. Басё - религиозный мыслитель. Любое его стихотворение - акт сатори - прозрения бесконечного в обыденном, необъятного в простом. Он был не только поэтом, но и художником. Свои стихи сопровождал картинками хайга. Над каждым стихотворением Басё работал долго, тщательно обрабатывая смысл и звучание слов. Он установил критерии истинного мастерства, обозначил отличия подлинной поэзии от непритязательного экспромта, превратил трёхстишие в инструмент тончайших переживаний души.
   
     Сейчас массовая доступность к жанру хайку, мнимая лёгкость формы, вернула хайку к временам "до Басё", превратив его в развлечение.