Искусство вести диалог

Даниэль Овнер Сатэ
Диалог – единственное действие в риторике, которое может быть, как вида человек-человек, так и человек-слушатель, а иногда слушатель может быть массовый. Также диалог имеет доминанта, который говорит большую процентную часть времени и слушателя. Как и любая риторическая деятельность – диалог имеет систему основ и правил, которых используют для успешности диалога.
Говоря о сухих цифрах можно узнать, что человек благодаря СМИ и интернету получает в день от  1000  до 3000 новостных сообщений, а в голове прокручивает более 50000 различных мыслей. При этом скорее всего из всей этой каши ему реально нужно 10% от этого объёма => оратор, говоря языком телевизионщиков должен создать идеальный прайм-тайм, чтобы полностью захватить слушателя. Делается – это разными способами от истории из жизни до какого-либо малоизвестного факта возможно не относящегося к теме. Далее действует правило “коротко, весело, полезно” Ясно же, что слушатель расплачивается с спикером своим временем поэтому данная формула будет вызывать только благодарность от слушателя.
Основы диалога: Стоит задавать вопросы. Задают их по нескольким причинам:
 1) привлечь внимание.
 2) достижение понимания идеи или проблемы обсуждаемого.
3) вызвать ассоциативный ряд, чтобы не потерять собеседника
Используя 3 правила этих вопросов: - делать вопросы короткими;
- убедиться, что они корректны и участники способны ответить на них;
- исключить отгадывание
Вопросы могут быть, как открытые так и закрытые.
Открытые вопросы – это, вопросы с целью собрать необходимую информацию. Начинаем с вводных оборотов: Расскажите о, как вы считаете и с вопросами: что, как, почему. Это даст а) свободу ответа слушателю б) определит степень понимания темы в) позволит установить контакт.
Главное не переусердствовать иначе только навредит вам и будет раздражать других.
Закрытые вопросы – это, вопросы для подтверждения или утверждения информации с вариантами ответа да и нет. Например, вы согласны с этим утверждением?
 Закрытыми вопросами также не нужно злоупотреблять, ведь они препятствуют нормальной коммуникации.
2) Ответ на вопрос: Представьте вам задали сложный вопрос на который вам нужно долго искать ответ в голове. Есть три способа тянуть время:
1) переспросить
2) проговорить его заново в своей интерпретации.
Но может вопрос был сложный и непонятный вам, тогда просто используем два варианта
1) Разделяем на части и приводим аналогичные примеры из личного опыта, чтобы не углубляться
2) Используем “ответ рядом” – формально отвечаем на вопрос, но к вопросу – это не имеет отношения.

3) Пауза: хороший оратор владеет знанием паузы. Данное утверждение не просто так придумали. (пример с гитлером о его паузе). Людям интересно всё загадочное, а пауза создаёт загадку.

Данными правилами нужно пользоваться. Естественно это не всё, но основное.