Фрэнк Бидарт. Уланова в сорок шесть лет

Борис Зарубинский
Фрэнк Бидарт (1939) - американский поэт и учёный,
лауреат Пулитцеровской премии в области поэзии.



Уланова в 46 лет в последних танцах перед камерой Жизель


Есть много способов танцевать Жизель,
но сегодня вечером, наблюдая за ней,
ты думаешь, что она и есть искусство,
живое существо,

которое помнит

каждый её жест и чувствует его связь
с тем моментом, когда она делала
нечто

близкое к этому,

но тогда всё было по-другому, так,
что она чувствует сейчас пафос разницы.
Её тело

прыгающее вперёд

помнит пафос разницы. Каждый прыжок,
небольшой, но перед каждым приземлением
она

переступает через

множество призраков. Эта и каждая секунда,
отголосок другой, похожей на неё,
но всё же другой, когда у тебя

были иллюзии

не только у других, но и у тебя самого.
Каждый жест прорывается сквозь эти
предыдущие моменты, чтобы существовать,

как новый жест,

но влечёт за собой все остальные, да так,
что твой танец это круг или пузырь,
который ты несёшь и это всё.


Ulanova at Forty-Sixat Last Dances
Before a Camera Giselle

Many ways to dance Giselle, but tonight as you
watch you think that she is what Art is, creature

who remembers

her every gesture and senses its relation to the time
just a moment before when she did something

close to it

but then everything was different so what she feels
now is the pathos of the difference. Her body

hopping forward

remembers the pathos of the difference. Each
hop is small, but before each landing she has

stepped through

many ghosts. This and every second is the echo
of a second like it but different when you had

illusions not

only about others but about yourself. Each gesture
cuts through these other earlier moments to exist as

a new gesture

but carries with it all the others, so what you dance
is the circle or bubble you carry that is all this.