Далёкое и близкое...

Татьяна Гассан
      Много лет назад мужа направляли служить в Северную группу войск (СГВ) и я, как верная жена, с двумя малолетними детьми, поехала к месту службы мужа в Польшу, где мы прожили в общей сложности немногим более трёх лет. 17 сентября 1993 года, спустя 54 года после начала Второй мировой войны и ввода советских войск, последний российский солдат покинул пределы Республики Польша.
      Но тогда на нас произвело неизгладимое впечатление всё незнакомое - и язык, и сами люди, и витрины магазинов, и цветущие каштаны, и невероятный запах копченых колбас, которые висели кральками и лежали большими пирамидами на прилавках, и огромные территории рынков, на которых можно было купить практически ВСЁ! Складывалось впечатление, что половина населения торговала, а вторая покупала. Это было в 1989 - 1993 годах. У нас же Союз в 1991 году по сути, превратился в одну большую талонную империю. Причем, кроме «общих» талонов - на масло, колбасу, сахар, чай и мыло, каждый регион, в силу географических особенностей, был вынужден лимитировать и весьма специфические товары. И мы, конечно, не привыкшие к такому разнообразию, ходили и таращили глаза "за бугром" - казалось, вот он - мир изобилия... Но не так всё просто было на самом деле. Дороговизна в магазинах зашкаливала. Цены на продукты и услуги росли, а зарплаты не поспевали за ними. Поэтому основная масса населения ходила покупать товары на рынки, где можно было поторговаться и купить то, что было нужно, по приемлемой цене. Мы тоже привозили из Союза вещи, которые пользовались спросом, и продав их, покупали для себя то, что не могли купить на родине: телевизоры, музыкальную аппаратуру и видеомагнитофоны, хорошую импортную одежду, обувь, ковры, посуду и т.д. Это просто был бум какой-то!
       Муж приобрёл два видеомагнитофона, чтобы можно было с одного на другой переписывать кассеты с разными зарубежными фильмами (я сейчас рассказываю эти истории внуку, он не "врубается"). Во время обеденного перерыва садился на велосипед и ехал в ближайший к гарнизону городок, чтобы там на прокат взять несколько кассет (за злотые, конечно), переписывал их на чистые и снова отвозил. Таким образом у нас скопилась приличная видеотека. Именно там я увидела первый фильм ужасов и от страха не могла заснуть до утра. Много фильмов записывали для детей. Особое место занимали фильмы про Конана. В коллекции были собраны все воплощения Конана-варвара в кино, включая легендарный образ Арнольда Шварценеггера. Невероятная брутальность персонажа и всей выдуманной вселенной стали глотком свежего воздуха в застоявшемся жанре фэнтези и привели к появлению направления «меча и магии», сконцентрированного вокруг одиночных похождений героев в жестоких мирах, наполненных сверхъестественными силами... Дети смотрели в экран с упоением. И не важно, что герои говорили на чужом языке, который они не понимали. По эпизодам можно было догадаться, что происходит.
      И вот, как-то я гладила бельё, а дети смотрели во все глаза "Конона-варвара". И тут, вдруг, я поймала себя на мысли, что понимаю, о чём говорят герои фильма. Это было невероятно! Я даже ущипнула себя. - Неужели я так стала понимать то, что говорят на польском? И с этим же вопросом обратилась к мужу. Он посмотрел на меня, как на умалишенную и сказал, что фильм переведён на русский язык. Я потеряла дар речи... Потом мы долго смеялись! Вот так привыкаешь на чужбине к другому языку и уже смиряешься с тем, что надо как-то адаптироваться и потихоньку заучивать слова. А тут на тебе! Фильм на русском, а ты "врубиться" не можешь и приписываешь себе то, чего нет на самом деле.
      "Теперь смотрят Netflix. У людей в руках гигабайты и терабайты на мобильных телефонах. Когда-то люди ездили на отечественных автомобилях без ремней и подушек безопасности, без подогрева сидений и зеркал, без климат-контроля, и на одних и тех же колёсах зимой и летом. А теперь ездят на электрических самокатах, моноколёсах, скутерах и на автомобилях, которыми управляет компьютер." Другое время! А я вспоминаю с особой ностальгией те времена, трудные, но до боли близкие... Мы жили и выживали, любили, растили детей, служили Отчизне и просто были...