Симбирская чувашская учительская школа

Серж Эсьмонт
Я в Ульяновске. Свияга
Подо льдом, а под мостом –
Снеговик. Крут склон оврага.
Вверх иду, порой с трудом...

Дом старинный, сверху купол
Небольшой, ещё один –
Сбоку, там где флигель круглый.
Церковь, видно. Нет причин

Не зайти. И на чувашском
Надписи я вижу там,
Удивляюсь ярким краскам!
Яковлев открыл тот храм

В дальнем восемьдесят пятом,
Девятнадцатый был век,
Чтоб молиться дать ребятам
На чувашском. Человек

Был великий, без сомнений,
Библию переводил.
Помогал ему наш гений
Иванов по мере сил.

И услышал я молитвы
На чувашском языке
В храме этом. Пусть все битвы
Будут где-то вдалеке...

Территория большая
Школы Яковлева той,
Я иду, пути не зная,
И любуюсь красотой.

Были там Владимир Ленин
И отец его, Илья,
Вклад Ульяновых бесценнен.
Побывал теперь и я.

Та учительская школа
Педучилищем была
Для чувашей, поборола
Ту неграмотность села.

В школе было много зданий:
И для женщин, и мужчин
Отделения, в них знаний
Взял учитель не один.

Вот училище мужское:
Там ещё преподавал
Иванов, не знал покоя,
Быстро классиком он стал

Всей родной литературы,
О Нарспи поведал нам.
Есть преемственность: культуры
И искусства колледж там.

Рядом здания котельной,
Мастерских и корпусов.
Вижу: дом стоит отдельно,
Крупный, разных он цветов.

Памятник теперь чувашской
Букве ";" пред ним стоит.
Он сияет светлой краской.
Снег вокруг, прекрасный вид!

В доме, сверху, очень долго
Жил сам Яковлев Иван,
Инспектировал на Волге
Школы, обучал селян.

Вся семья его жила там,
Занимали комнат шесть:
Спальни с антиквариатом,
Кабинет рабочий есть.

И в столовой, и в гостиной
Ощущается их дух.
В детской стол, комод старинный,
Сыновей известных двух

Вещи, дочери и внуков,
Описанья жизни их,
Их детей и жён, супругов.
Гордость, боль в словах сухих...

Алексей был арестован,
Не доказана вина;
Труд его опубликован
И Госпремия дана.

Лидия переводила,
На пять лет за шпионаж
В исправлагерь угодила,
Умерла там, пять лет стаж...

Самому Ивану очень
В жизни долгой повезло.
Был умён и беспорочен,
Его дело процвело.

Создал новый (современный)
Он чувашский алфавит.
Но успех был не мгновенный,
Позже стал он именит.

Он учебник для чувашей
Разработал не один,
Для культуры общей нашей
Много сделал. Важный чин

Получил при царской власти.
Его Ленин уважал.
В своего народа счастье
Вклад его отнюдь не мал.

На родной язык рассказы,
Сказки он переводил.
Сам писал, культуру в массы
Нёс он, не жалея сил.

Проявить помог таланты
Многим из учеников:
Режиссёры, музыканты
И поэты – Иванов,

Павлов и Степан Максимов,
И Кошкинский, и Митта,
Арис, Ют и Шубоссинни
В юности учились там.

Я узнал о том в музее,
На втором он этаже.
Хоть с вещами поскромнее,
Много текста там уже.

А на третьем, где квартира,
Есть ещё учебный класс
Тех времён: ремёсла, лира,
Парты, доски, как у нас.

Рядом выставки проходят,
Можно там увидеть быт
Тех крестьян чувашских. В моде
Вышивка была, покрыт

Ею каждый вид одежды.
Много инструментов там,
Лыко, дерево, ведь прежде
Всё крестьянин делал сам:

Зыбка, ступка, стол, колодки,
Лапти (может, чей-то дар)...
Есть и древние находки,
Что остались от булгар.

Так не мог я насмотреться,
Что на поезд опоздал...
Но остались где-то в сердце
Каждый дом и каждый зал.

31 декабря 2023 года, поезда Ульяновск – Волгоград и Волгоград – Астрахань;
4 января 2024 года, Чечня (во время экскурсии);
7 января 2024 года, поезд Армавир – Канаш
(впечатления от прогулки по территории Симбирской чувашской учительской школы в Ульяновске 30.12.2023 г.)