Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича

Эдуард Казанцев
Сначала немного о предыстории создания этого музыкального шедевра.

Знаменитая «тёмная» тема первой части симфонии была написана Шостаковичем ещё до начала Великой Отечественной войны — в конце 1930-х годов или в 1940-м году.
Но война уже шла, сапоги немецких и русских солдат уже топтали  родину его предков - Польшу!
Нам не стоит забывать, что композитор был внуком участника польского восстания 1861–63 гг., сосланного в Сибирь.

Это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи, по композиционному замыслу сходные с «Болеро» Мориса Равеля. Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления.

В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял. Когда летом 1941 года композитор начал писать новую симфонию, пассакалья превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в первой её части, законченной в августе.

Близкий друг Шостаковича литературовед Исаак Гликман вспоминал, что в первых числах августа 1941 года тот по телефону пригласил его прийти к нему на квартиру. Дмитрий Дмитриевич выглядел похудевшим, задумчивым, усталым и при встрече сказал, что хотел увидеть Гликмана и показать ему начало задуманного им симфонического произведения, которое возможно «никому не понадобится, раз свирепствует такая небывалая война». Композитор на рояле исполнил «возвышенно-прекрасную» экспозицию и тему вариаций, изображающую фашистское нашествие.

"Я не знаю, как сложится судьба этой вещи. — И после паузы композитор добавил:
 — Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю
 „Болеро“ Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу эту войну."

1 октября 1941 года композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда. После недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония.
Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра.

B Ленинграде премьера Седьмой симфонии прошла 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии.
Оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг.
К. Элиасберг "числился" немцем, но он был евреем (по матери).
 Это его и спасло от высылки в 1941 году... Ну, туда, куда ссылали тогда "русских немцев".
Между прочим, такая же участь грозила тогда и Святославу Рихтеру, но он сумел доказать, что по матери он еврей.

В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода и репетиции были прекращены.
Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов.
Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из воинских частей, с фронта.

Разумеется, это гениальное произведение на полную катушку использовалось советской пропагандой в патриотических целях.
Вот и сейчас... по российскому ТВ показали очередную патриотическую клюкву.

А Сталин умел быть "благодарным" своим "творческим работникам":
Дмитрия Шостаковича в 1948 году  уволили из Московской консерватории -
"за непрофессианализм", его музыку исполнять запретили.

Oднажды я столкнулся с гениальным композитором в Большом зале Московской консерватории.
Столкнулся в плохом смысле этого слова: http://proza.ru/2018/10/30/564