Павлу Когану

Иван Добр
посвятить стихотворение поэту-воину

Павел Коган родился в первый год по окончании Гражданской войны в Киеве. Через несколько месяцев его семья перебралась в Москву. Отучившись в ИФЛИ, поступил в Литературный институт им. Горького.

Уже тогда его стихи были на слуху и пользовались успехом в московских поэтических и литературных кругах, хотя у Когана так и не случилось ни одной прижизненной публикации. Хотя, например, в 1937-м он совместно с другом Георгием Ленским написал знаменитую песню «Бригантина», которой было суждено стать гимном 60-х:

Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьётся по ветру Весёлый Роджер,
Люди Флинта песенку поют…

Но тогда стихи Когана не печатали – такие дерзкие слова в 37 году вполне могли бы расценить как «антисоветчину». Кстати, в 60-е годы вместо слова «непохожих» в народе потом стали петь еще более дерзкие слова: «непокорных».

Война застала его в геологической экспедиции в Армении. Вообще-то Павел был настолько близорук, что не подлежал призыву, тем не менее он не только добьётся отправки на фронт, но и попадёт в полковую разведку переводчиком в звании лейтенанта.

В 1942 году Павел Коган сложит голову на сопке Сахарная Голова под Новороссийском.

Его же песня стала широко известной лишь после смерти Сталина. Особенно «продвинул» её Юрий Визбор, работавший тогда в «Кругозоре». Ну а потом её подхватили разные неформалы и путешественники: общий дух песни хорошо лёг на тогдашнюю «оттепель». И в 1968 году – больше чем через четверть века после своей гибели – Коган получил свою первую литературную награду: мемориальную медаль литературного конкурса имени Н. Островского.

Так писал о своем поколении Павел Коган. За время своей короткой жизни он не увидел в печати ни одного стихотворения подписанного его именем. Стихи поэта хранились в памяти друзей по жизни, по поэзии. Погиб Павел Коган в страдные дни сорок второго под Новороссийском, возглавляя поиск разведчиков. В полный рост он пошел под пули, так же как шел по жизни. Остались стихи к известной песне “Бригантина”: “Надоело говорить и спорить, и любить усталые глаза…”

«Бриганти;на» — песня Георгия Лепского на стихи Павла Когана, признаётся одной из первых бардовских песен. Написана в 1937 году. Песня стала популярной ещё до войны, однако в дальнейшем была практически забыта и вернулась только в конце 1950-х — начале 1960-х. Особенную популярность приобрела после исполнения Юрием Визбором.

Павел Коган родился в 1918 году в Киеве. В 1922 году семья переехала в Москву. В 1936 году Павел поступил в Институт истории, философии и литературы (ИФЛИ), а в 1939 году перешел в Литературный институт им. Горького, продолжая заочно учиться в ИФЛИ. Среди талантливых молодых поэтов Коган принадлежал к числу наиболее одаренных.

Ранние стихи Павла Когана проникнуты тревожной грустью ищущей юности. Ярко-радостные, вихрастые мальчишеские стихи сменяются грустными и тревожными, горестно взволнованными – это первая счастливая и первая несчастная любовь, это первые ссадины от первых обид. Романтика – вот что главенствует в лирике молодого поэта.

А «Бригантина», положенная на музыку другом Павла Жорой Лепским, пользовалась огромной популярностью.

В конце тридцатых многие жили ощущением надвигающейся войны, смертельной схватки с фашизмом. Это нашло свое отражение и в творчестве Павла Когана. Как и другие поэты яркой предвоенной поросли, Павел Коган предчувствует судьбу своего поколения и свою собственную судьбу. В тот 1937 год, когда был подписан известный пакт с Германией, Павел Коган писал:

Я слушаю далекий грохот,
Подпочвенный, неясный гуд,
Так подымается эпоха,
И я патроны берегу.

Я крепко берегу их к бою.
Так дай мне мужество в боях,
Ведь если бой, то я с тобою,
Эпоха громкая моя.




На переднем крае Павел встретил последний день своей жизни. Это случилось 23 сентября 1942 года под Новороссийском, когда он возглавил поиск разведчиков. А было Павлу всего 24 года! В рост пошел он на пули, так же как в рост шел он по жизни. Ведь вся его жизнь была внутренней подготовкой к подвигу.

«Разрыв-травой, травою-повиликой.
Мы прорастаем по горькой, по великой,
По нашей кровью политой земле»




***

В этих строках все: и что мечталось

И что плакалось и снилось мне,

Голубая майская усталость,

Ласковые песни о весне,