Хиосская резня. Салон 1824 г

Дмитрий Постниковъ
В Салоне вновь соперники сошлись –
Делакруа горячий с Энгром строгим.
Школ главами они уже звались
и маяками представлялись многим.

А в Греции дымит истерзанной война.
Османы геноцид локальный учинили
на острове. Как вымерла страна,
лежали мертвецы, развалины чадили.

Здесь беспощаден даже яркий свет.
Любая плоть – тяжёлый сгусток тлена.
Из жизни взял романтик свой сюжет,
летала кисть и взор горел Эжена.

В недоумении ревнивый Жан-Огюст,
он уязвлён и правым гневом пышет:
“Чудовищно! По существу он пуст,
метлой художник этот спьяну пишет!”

Но слышит он вокруг хвалебный гул.
Картина – гвоздь торжественного зала.
Делакруа решительный блеснул,
очередной успех сродни скандалу.

В смущении домой и в гневе Энгр шагал.
“Все помыслы о мрачном и жестоком!
“Хиосскою резнёй” картину он назвал...
Искусство он зарезал ненароком!”

11. 02. 2010


Жители греческого острова Хиос поддержали греческое восстание против османского ига. В результате карательных акций османов остров с 50-тысячным населением обезлюдел.

Романтик Делакруа взял этот злободневный, страшный сюжет. С точки зрения классициста Энгра, искусству как раз следовало дистанцироваться от современной политики и войны, грязи и зверства, оставаясь в сферах "высокого" и "прекрасного".