Солдатами не рождаются - ими становятся

Елена Сударева 2
 Странное существо человек! Совершенно не представляешь, в какую сторону повлечёт тебя интерес и где неожиданно для себя будешь черпать духовные силы.

Кроме романа Владимира Богомолова «Момент истины. В августе 44-го» (1975) до осени 2023 года я не прочитала почти ни одного романа о Великой Отечественной войне.

И вдруг в конце 2023 года началось: Юрий Бондарев «Горячий снег» (1970), Борис Васильев «В списках не значился» (1974), Константин Симонов «Живые и мертвые» (первая книга трилогии, 1959), а сегодня закончила «Солдатами не рождаются» (вторую книгу, 1964). Третья - «Последнее лето» (1971) еще ждёт своей очереди.

И все в одной серии «Школьная библиотека» издательства «Детская литература» (для старшего школьного возраста).

Скажу сразу - читать Константина Симонова захватывающе интересно. Он прекрасный рассказчик, беллетрист. Особенно это характерно, как ни удивительно, для его самой первой книги трилогии «Живые и мертвые».

И помимо воли затягивают и не дают отложить книгу, казалось бы, самые трагические страницы романа - чудовищное начало войны, которую все ждали и которая в первые дни свалилась словно снег на голову.

С трудом можно понять, обладая нашим временным знанием, как 22 июня 1941 года молодой политрук Иван Синцов из армейской газеты и его жена Маша, могли приехать на отдых в Симферополь, в Крым, оставив на границе, в Гродно свою годовалую дочь на руках матери Маши.

«Первый день войны застал семью Синцовых врасплох, как и миллионы других семей,»- так начинается роман Симонова. Ну а дальше - неразбериха и ощущение внезапно надвинувшейся непоправимой катастрофы только нарастает. Никогда не забудут выжившие в романе то кровавое отступление до самой Москвы. Тех тысяч павших советских солдат и мирных жителей, тех тысяч взятых в плен...

Мысль о том, как могло это всё произойти и как могли немцы, день и ночь марширующие у наших границ, застать страну и её армию врасплох, не будет давать покоя многим героям романа. На протяжении всей трилогии и Синцов, и генерал Серпилин, и многие другие персонажи военной эпопеи будут задавать один и тот же вопрос: как могло это произойти, как мог не предвидеть этого Сталин?


Константин Симонов был лауреатом 6 Сталинских премий. И если быть совершенно откровенной, то изображение вождя, Сталина, ему, на мой взгляд, удалось только в первой книге трилогии - «Живые и мертвые». В ней автор не пытается вершить свой суд и ставить психологический диагноз своему герою. Он просто стремится наиболее достоверно его изобразить без собственных домыслов, не используя лобовые оценки нового времени, без "ревнивого" диагноза Никиты Хрущева, произнесенного на XX съезде КПСС в 1956 году.

К сожалению, присутствие некоего политического флёра ангажированности отчасти исказило образ Сталина, сделало его более субъективно выпрямленным во второй книге трилогии - «Солдатами не рождаются», посвященной Сталинградской битве -  победному январю - началу февраля 1943 года.

Признаюсь, что только прочитав эту книгу Константина Симонова, я начала сердцем, а не только головой, понимать, что значила эта великая победа под Сталинградом, пленение многотысячной армии Паулюса, первый грандиозный разгром немцев. Словно сжатая пружина трагического отступления до Москвы в 1941 году, наконец-то сокрушительно разжалась в Сталинграде. И произошедший духовный перелом в армии, в стране, в мире чувствовали все люди, гражданские и военные - каждый советский солдат, офицер, генерал.

Рада, что Симонов как художник и человек не смог полностью заретушировать роль такого выдающегося и крайне сложного политического деятеля в Великой Отечественной войне, каким был Иосиф Сталин. Вот почему именно генерал Серпилин, прошедший через репрессии, а потом оправданный и вернувшийся в строй, чувствует неопровержимую истину: «Да, Серпилин закрыл бы его (Сталина - Е.С.) собой сейчас не только по долгу солдата, но и из убеждения, что его смерть была бы несчастьем для воевавшей страны и имела бы неисчислимые последствия».

Но несомненно, что не судьба одного человек, стоящего у власти, волнует Симонова-автора, а судьба всей страны, всего народа, за продолжение жизни которого, проливают свою кровь, превозмогая и свой страх, и свою жажду жизни, подлинные герои его романов.

Именно генералу Серпилину принадлежат в конце второй книги слова:"А хотя солдатами не рождаются". В разговоре с раненым  Синцовым в госпитале в Сталинграде, после окончания битвы, произносит он незабываемую фразу, которая стала названием этого романа трилогии и ключом к его пониманию.

"Солдатами не рождаются", но ими становятся и мужчины, и женщины, и даже старики и дети, когда приходит роковой час защиты Родины.

И чудовищное лицо смерти, которое глядит со страниц романа, отступает перед жертвенным стоянием множества русских людей

30 января 2024 года, Москва

*Константин Симонов "Живые и мертвые". Книга первая трилогии «Живые и мертвые». Роман. Издательство «Детская Литература», М., 2022 (Школьная библиотека).

**Константин Симонов "Солдатами не рождаются". Книга вторая трилогии "Живые и мертвые". Роман. Издательство "Детская Литература", М., 2022 (Школьная библиотека).