Научный коммунизм...

Татьяна Гассан
      Что такое воспоминания и какую роль они играют в нашей жизни? Если просто, то это слепок нашей личности, доказательство, что наше существование уникально. Это наши точки опоры в прошлом. Они несут в себе отпечаток нашей индивидуальности, раскрывают то, что свойственно именно нам: как мы жили, чего боялись, какие у нас отношения с окружающими...
       Я до сих пор иногда просыпаюсь в холодном поту от того, что не сдала "Научный коммунизм", но потом прихожу в себя и говорю: - Успокойся! Универ давно позади, ты уже в роли мамы вырастила двух детей и теперь радуешься рождению внучки, а старшему внуку уже 12! За плечами целая жизнь и прожила ты её хорошо, работая и учителем, и инспектором по делам несовершеннолетних (получив второе высшее и погоны офицера). Но этот предмет во время студенчества я категорически не воспринимала не только потому, что это было очень муторным занятием читать то, что не укладывалось в твоей молодой и далеко не мудрой голове(хотя это чисто гуманитарная дисциплина, в которой нет формул, теорем, ничего не надо доказывать и выводить), но и потому, что согласно работам основоположников марксизма, коммунизм предполагает наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие государства, денег и деления общества на социальные классы. Ну ещё куда ни шло про высокоразвитые производительные силы, но вот что не будет государства и денег, я никак себе представить не могла, и что исчезнет социально-классовая структура  общества. Куда денется высший класс богатых, знаменитых и влиятельных людей? А куда денутся бедный и нищий люд? Ведь лентяев и тунеядцев, а также больных и инвалидов никто не отменял. Да и со средним классом у меня были непонятки. В общем, никак не могла я себя причислить ни к одному из них. Как-то попросила папу разъяснить мне эти сложные вопросы, на что он стал объяснять, что со временем общество будет настолько преобразовано, человек настолько будет развит и умственно, нравственно и физически, дисциплинирован и ответственен за своё дело и за дела других, что постепенно отпадёт потребность и в классах, и в деньгах, и, в конечном счёте - в государстве. (К слову сказать, папа был ярым коммунистом и свято верил в  торжество идей марксизма-ленинизма.) Тут у меня заканчивалась работа мозга и я впадала в ступор. Ну не могла я принять такую утопию за правду жизни и поэтому относилась к предмету "Научный коммунизм" не серьёзно. А зря!
      Экзамен вышел мне "боком", как говорится. У меня даже конспектов не было, так как я не присутствовала ни на одном занятии, игнорируя этот предмет. На экзамен заявилась на высоченных каблуках, в новеньких джинсах Wrangler, в модной тогда блузке-"разлетайке", с волосами, собранными в красивый и длинный "конский хвост", с яркой помадой на губах и с жвачкой во рту, которую забыла выплюнуть. Естественно, что и преподавателя увидела впервые, как и он меня. Это был мужчина маленького ростика, поэтому тут же сел на стул при виде девицы 1,80. Посмотрев на меня поверх очков, спросил: - Вы кто? Я ответила, улыбнувшись, что я студентка и пришла сдавать экзамен. На это он мне парировал, что меня никогда не видел, что я не присутствовала ни на одной из его лекций, и что он разрешит мне сдачу экзамена, если я сразу вытяну билет и буду отвечать без подготовки. - ПИПЕЦ!!! - подумала я, и рука сама потянулась за билетом, а этот маленький человечек смотрел на меня своими очкастыми глазёнками и они смеялись... Я пыталась выкрутиться - вспоминала лихорадочно о том, что мне говорил папа, какие-то фразы из газет о жизни нашей страны, о политике партии и правительства (я частенько читала газеты вслух своей плохо видящей бабушке), но этого естественно оказалось мало. В конце концов, мне надоела эта канитель и я замолчала. Препод молча взял мою зачётку, напротив предмета "Научный коммунизм" поставил свою подпись и протянул мне со словами: - Поставить вам двойку у меня не поднимается рука, так как вы умеете красиво говорить и если выучите предмет, то сдадите его без особого труда! И запомните, никто, кроме меня у вас экзамен не примет, так как тут стоит моя подпись! - Вот ты хмырь! - проорала я про себя и вышла из аудитории.
       В общем, висел этот предмет мёртвым грузом, как долг, у меня довольно таки долго, пока я не узнала от сведущих лиц, что препод уехал в Москву на стажировку (позже мы узнали, что на переквалификацию, так как в конце 1980-х годов под влиянием перестройки преподавание этого предмета было прекращено. Кафедры научного коммунизма были перепрофилированы на преподавание введённой в программы институтов «политологии», и таким образом были спасены от увольнений кадры преподавателей).
       Я была девушкой общительной, подрабатывала на кафедре лаборантом и водила дружбу с сотрудниками  универа. Так я познакомилась с зам.декана - очень душевной женщиной, весёлой, общительной, она просто была "своей в доску". Я знала, что она  водит...та-дам...мотоцикл, вернее сказать, гоняет, как сумасшедшая в свободное время и любит красивую экипировку. А я как раз ездила со студентами в Прибалтику на практику и привезла оттуда замечательные перчатки, усиленные карбоновыми и  пластиковыми вставками, которые защищают кисть от смещения при ударе, и от трения при скольжении по асфальту(сама мечтала о мотоцикле после просмотра фильма "Приключения итальянцев в России", где молодая деваха-итальянка гоняет на мотоцикле, а потом, подъехав к парковке, снимает шлем, а оттуда длинные волосы спадают на плечи и развеваются на ветру...). Тысячу "спасиб" я получила и возможность пообщаться с другим преподавателем, который просто взял мою зачётку и поставил мне четвёрку!!! Да, бывает и такое! Потому что "Научный коммунизм" был непонятен не только мне, но видимо и зам.декана. А ещё она мне сказала по секрету, что этого препода многие не любили, и что есть люди, которые с удовольствием "насолят" ему. Вот к такому человеку меня и направила моя любимая гонщица - зам.деканша...

P.S. И как показал жизненный опыт, в последующем коммунизм не только не настал, а начался процесс распада государства во второй половине 1980-х годов в ходе перестройки, когда Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985—1991) М.С. Горбачёв инициировал проведение реформ, направленных на экономическое ускорение, гласность и демократизацию государственной и общественно-политической жизни, а после его "ухода в отставку", более 30 лет назад произошла одна из крупнейших геополитических катастроф XX века — распустили нашу общую державу, Союз Советских Социалистических Республик. В Беловежской Пуще шесть человек, не имевших на то никаких полномочий, от имени России, Украины и Белоруссии подписали соглашение, в котором было записано: "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование". Взамен создавалось аморфное межгосударственное образование, получившее не менее аморфное название Содружество Независимых Государств.