Словесный портрет...

Татьяна Гассан
       Есть в моей многообразной жизни и такой факт - много лет назад я являлась курсантом одного из ВУЗов МВД, где пришлось изучать разные предметы, которые на "гражданке" даже в памяти не всплывают. Одной из таких наук была "Криминалистика". Если вкратце, то криминалистика — наука о закономерностях механизма преступления, собирания, исследования, оценки и использования доказательств, а также средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений.

       Преподавал нам эту науку уже не молодой офицер с "перекидным мостом"* на голове, и что самое примечательное, постоянно был подшофе. А чтобы запах алкоголя не был таким концентрированным, он открывал окно и дверь для проветривания. На дворе стояла зима, и сквозняком нас просто сносило... Но приходилось терпеть, потому как на наши "возмущения" он не обращал никакого внимания, да и старше был по званию.

       Надо признаться, что предмет не такой простой и надо было "попыхтеть", чтобы запомнить, что относится к криминалистической технике, что такое криминалистическая тактика и какова методика расследования отдельных видов преступления...

        Особенно нам было интересно изучать так называемый "Словесный портрет". Если по научному, то это система описания внешности человека с помощью стандартного набора характеристик. Разработана французским криминалистом Бертильоном. Сразу на ум приходит песня Александра Новикова "Друг мой Колька" и слова из неё - "Мы на снимке как два брата – оба в профиль плоховато – не попишешь образов. А мне Колька всех дороже, потому что мы похожи по системе Ломброзо**..." Если кратко, то основные правила описания внешности по методу словесного портрета сводятся к следующим: описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному; используется терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур); внешность человека и отдельные её элементы - как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.; голова человека описывается в анфас и профиль.

         Наш препод не сильно заморачивался в научном перечислении этих методов и говорил, что надо запомнить лишь следующее (при этом всё показывал жестами и приобщал потрясающую мимику): двумя пальцами руки, большим и мизинцем, а остальные три согнуты, изображал подобие стакана - это анфас, профиль показывал щелчком пальцев по горлу, как показывают мужики, которые хотят сообразить на троих (повернув голову в бок), а физиономию в целом называл - лицо с бляdинкой! При этом утверждал, что никакие научные термины не сравнятся с его выкладками. И признаюсь, я до сих пор вспоминаю его и эти термины, хотя прошло много лет. И когда смотрю фильмы, в которых сыщики составляют словесный портрет, у меня улыбка до ушей и пальцы складываются в стакан, потом в щелчок по горлу и вырисовывается лицо с бляdинкой!

          Предмет мы худо бедно изучили, но надо было ещё сдать зачёт. А это было целое действо... Короче, нас собрали и разделили на группы по несколько человек, выдали ориентировку, в которой указывалось, что из мест лишения свободы сбежал особо опасный преступник, были даны приметы, т.е. словесный портрет и фото, а также примерная его дислокация. И нас вывезли в город... Как-то так получилось, что я и ещё три девчонки-курсантки оказались на одной из автобусных остановок методом "тыка". Мы исходили из того, что преступник может передвигаться как пешим, так и на транспорте, ореол его пребывания был очерчен, и мы глядели во все глаза на проходивших и выходивших из транспорта людей.

          И что вы думаете? ОН появился. Меня, как током пробило. - Кто тогда так составил для нас этот словесный портрет? Хвала ему! Один в один и внешность, и одежда - всё сходилось. А главное - лицо было такое, как описывал его наш препод. Я дала знак девчонкам и мы его окружили. Парень не сопротивлялся. Чтобы не привлекать особого внимания людей к "нашим забавам", я тихо подошла к нему вплотную, тыкнула пальцем в бок и сказала: - Сдавайся! Мы тебя вычислили. И не убегай, пожалуйста, лучше пойдём в кафешку и поедим, пока время есть. "Преступник" согласился (а кто откажется от вкусной еды в сравнении с едой в курсантской столовой) и мы дружной компанией "забурились" в кафе с красивым названием "Волшебный горшочек", где с удовольствием поели запечённую в горшочках картошечку с белыми грибочками под острым соусом... К слову сказать, что "преступником" был наш же курсант, только курсом старше. Наша группа получила "зачёт"! Звёздочки на погонах блестели ярко!..

P.S.
*"Перекидной мост" на голове - это прядь жидких(оставшихся) волос, которые зачёсаны от одного уха до другого на почти лысой голове.

**Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо (1835—1909) в тюрьмах города Павии изучил антропологические данные множества заключённых и пришёл к выводу, что в лице у каждого преступника есть нечто, что делает его ближе к животным, чем к большинству законопослушных людей. По теории Ломброзо, склонность к совершению преступлений — это атавизм, возвращение от человека к животному. Среди черт, выдающих потенциального преступника, он выделил такие, которые свойственны обезьянам и другим животным: низкий лоб, сросшиеся брови, большие уши, асимметрия лица и всего черепа, выступающие вперёд челюсти, непропорционально длинные руки… Все эти признаки, по Ломброзо, связаны с «дурной наследственностью» и людям с таким обликом «на роду написано» совершать преступления.