Агхори

Андрей Сэрн
Пожалуй, самым впечатляющим направлением индуистской тантры являются традиция Агхора. О её адептах — агхори снимаются научные и художественные фильмы, им посвящают книги, рассказами о них пестрит Интернет. Хотя на всю миллиардную Индию официально принятых в санньясу агхори насчитывается всего тысяча человек. Однако учеников и сочувствующих им намного больше.
Агхора переводятся с санскрита как «бесстрашие», а точнее «не — страшие». Учение Агхоры наиболее полно вобрало в себя традиции древнего тантрического направления Капалика. Сам легендарный Сараха, который считается основателем тантры, был во многом основателем Капалики, отправившись жить в крематорий с женщиной стрелочницей (об этом подробно рассказано в главе 1.2 книги "Тантра - прощание с иллюзией"). От Капалики, кроме Агхоры вышли и другие тантрические традиции, в там числе Кали-кула и Кашмирский шиваизм, со временем утратившие многие её артефакты.
Жизнь агхори вращается вокруг смерти и останков. В индуизме практикуются очень сложные погребальные обряды. Они не изменяются тысячелетиями. Огненное погребение — наиболее почётный и дорогой способ похорон. Чтобы совершить ритуал, необходимо не менее 500 килограммов сухих дров. Процесс кремации занимает около четырех часов. Согласно традиции, от тела не требуется полная кремация — церемония признается свершившейся, когда от высокой температуры лопается череп. Считается, что в этот момент очистившаяся душа покидает тело, и родные покойного чувствуют, что исполнили свой долг до конца. После этого обугленные останки бросают в воды Ганги. Некоторые части трупов становятся добычей агхори. Они занимаются ритуальным поеданием фрагментов обугленных тел.
Агхори являются аскетами, проходят обряды посвящения в санньясу и являются садху. Они полностью отказываются от материальной жизни и сосредоточились на духовном. Поэтому агхори, по народным представлениям, считаются «святыми людьми». Агхори также имеют от правительства Индии особый негласный правовой статус, позволяющий им вести образ жизни, который требует их традиция.
Агхори, в отличие от других садху, употребляют алкоголь, марихуану, сквернословят, дерутся, стреляют из рогаток, играются с фекалиями и занимаются сексом (если конечно, адепт не решил принять целибат).
Всё это они делают для того, чтобы сфокусировать и многократно усилить своё стремление к соединению с Изначальной природой, чтобы выйти за пределы того, что волнует и отравляет жизнь. Они практикуют тантру так, что уже никакие внутренние и внешние толчки, обычно являющиеся причиной волнений (викар), не смогут отвлечь их от упоения нектаром Чистого бытия. Подобно Сарахе, они получают необходимые знания и опыт на кремационном кладбище. Они боготворят смерть, которая уничтожает их ограничения. Они с любовью принимают всё, что встречается им на пути. Агхори считают, что чем бы внешняя реальность ни угостила их — это в конечном счёте та самая пища, которую уготовила их собственная карма.
Агхори верят, что душа каждого человека — это Шива, но она покрыта аштамахапашей (восемью узами). Практика агхори сосредоточена вокруг снятия этих уз. Садхана на территории крематория используется в попытке уничтожить страх. Сексуальные практики пытаются освободить человека от сексуального желания. Обнаженность используется в попытке уничтожить стыд. Освободившись от всех восьми уз, душа становится Садашивой (высшим проявлением Шивы) и обретает освобождение из круговорота рождения и смерти. Однако они верят, чтобы выйти на свет, нужно любыми способами погрузиться в темноту.
Один из исследователей культуры агхори, американский антрополог Барретт Рон, в своей книге «Медицина Агхоры: загрязнение, смерть и исцеление в Северной Индии» писал о том, что все агхори верят, что их состояние изначальное и универсальное. Они верят, что все люди являются прирожденными агхори. Гуру агхори Хари Баба несколько раз говорил, что маленькие дети во всех обществах не делают различий, чем именно они будут играть. Дети могут играть как чистыми мягкими игрушками, так и грязью, сидя в грязи. Однако дети становятся всё более разборчивыми по мере взросления и впитывают в себя специфические для культуры привязанности и отвращения своих родителей. Дети всё больше осознают свою смертность, когда ударяются головой и падают на землю. Они начинают бояться своей смертности, а затем смягчают этот страх, находя способы полностью отрицать его.
В шамаше агхори встречает смерть, как очень маленький ребенок, одновременно размышляя о целостности жизни в её крайностях. В этом смысле Агхора-садхана — это процесс отучения от глубоко усвоенных культурных моделей. Сглаживание самскар и сжигание васан.
Агхори считают, что переживание двойственности и разделенности с Изначальным подобна тяжелой болезни. Поэтому созерцание человеческой смерти является своеобразной терапией от недомоганий, вызванных мировой иллюзией.
Что бы стать агхори нужно пройти множество испытаний (джапу). Например, выдержать ночную медитацию на трупе, подготавливаемом к кремации. При таком испытании употребление алкоголя является скорее средством уменьшения стресса, чем средством просветления… Поэтому агхори не много. Многие новички, вставшие на путь агхори сходят с ума, умирают от алкогольного или наркотического опьянения, антисанитарии и т. п. Путь агхори считается трудным и опасным.