Эдик из Хашури. 12. Битва за Кавказ

Айк Лалунц
Сводки с фронтов становились всё тревожней и тревожней. Направлением главного удара гитлеровцев летом 1942 года стал  Кавказ. Фашистские  войска прорвали нашу линию обороны и  взяли Ростов-на-Дону. Дорога на Северный Кавказ и в Закавказье была открыта. 

Враг рвался на Кавказ, ведь там были месторождения нефти в Баку и в Грозном. И даже в Грузии нефть добывали, правда месторождения были небольшие, но всё таки… А кроме того в городке Тырныаузе, в горах Кабардино-Балкарии был вольфрамо-молибденовый комбинат, где перерабатывали  вольфрамовую и молибденовую руду и вырабатывали из неё  необходимый для строительства самолётов вольфрам и молибден.  И в самой Грузии тоже были месторождения вольфрама и молибдена. Да ещё и марганец  в Грузии добывали, так нужный и в производстве стали и в медицине.  Так что очень нужны были Гитлеру и Кавказские горы,  и Закавказье. Спал и видел, что завоюет.

Враг подходил к Кавказу всё ближе и ближе.  И вот   25 июля 1942 г. фашисты вторглись в его предгорья, и началась Кавказская битва.  А потом фашисты прорвались к перевалам, а прямо за перевалами уже Грузия. Некоторые говорили, ничего страшного, мы в тылу. А какой там тыл если в некоторых места от начала перевала до Грузии всего семнадцать километров.  Хорошо что хоть до Хашури от ближайшего  перевала далековато – двести километров. Но  с другой стороны это всего три-четыре часа езды, расстояние что ли? Да ещё миллионная турецкая армия на юге, у самой грузинской границы, вот-вот перейдёт в наступление, чтобы  соединиться с немецкими  войсками. Так что, как не крути, Грузия совсем даже не тыл, а прифронтовая территория и это Эдик понимал очень чётко.

Когда фашисты взяли Бгаларский перевал, то оказались уже в двадцати километрах от Гудауты. Прошагал четыре часа, а то и меньше  пешком и уже на абхазском побережье Грузии.  А если на танках и машинах, то за двадцать минут управятся. От этих мыслей становилось тревожно и сердце начинало колотиться так, как будто и не сердце совсем, а барабан, по  которому,  что есть силы  лупят барабанные палочки.

На Марухском, Клухорском, Санчарском перевалах шли кровопролитные бои. Перевалы по нескольку раз переходили из рук в руки.  Но всё-таки нашим удалось закрепиться на перевалах.

А через перевал Бечо  наши альпинисты перевели в Грузию полторы тысячи людей из маленького горного городка, где  был  комбинат перерабатывающий очень редкую, но необходимую для производства металла руду.  И люди не только перешли перевал вместе с маленькими детьми, но и перенесли на руках част руды с комбината и уже готовый металл. Целых 23 дня группа за группой шли эти полторы тысячи человек, но все перешли, ни один не погиб. А перевал очень высокий и сложный. А  это ведь были дети, женщины и старики, но они не только перешли по перевалу в Грузию, но и смогли они смогли перенести металл! 

Красноармейцы  через другой, ещё более трудный перевал Донгузорун тоже перенесли руду, большую её часть, а также  оборудование.  Да ещё тридцать тысяч голов скота перегнали! Всё  это  Эдику рассказала мама, а им об этом на политминутках говорили в госпитале. 

А потом вообще люди сказали, что фашисты уже на территории Грузии,  в районе Казбеги. И линия фронта проходит по Дарьяльскому ущелью.  Там, конечно, наши построили бетонные дзоты, но всё равно страшновато, фашистов много, вдруг они прорвут нашу оборону. 

Хорошо, что Эдик вооружён, у него есть старинная сабля, да ещё мамин дядя ещё давно-давно подарил папе ружьё с патронами. Но Чоджа не охотник и поэтому ружьё висело на стенке незаряженным, просто так, а патроны вообще были запрятаны подальше  в ящик комода. Теперь Эдик нашёл эти патроны, на всякий случай.  И саблю начистил. Конечно, с саблей на танки не попрёшь, но может быть танки через перевалы и не переберутся. 

Эдик хорошо умел стрелять. Ещё  год назад он подтвердил право на  значок  «Юный Ворошиловский стрелок», но этот значок выдавали с тринадцати лет,  поэтому самого значка  Эдик не получил, но зато получил грамоту за победу в соревновании по стрельбе, и тренер в школе сказал, что  Эдик  всё равно считается  юным Ворошиловским стрелком, хотя и без значка.

Учитель в школе объяснил, что когда фашисты заняли предгорья Кавказа, то Закавказье  оказалось отрезанным от советского тыла, транспортная связь с остальной страной прервалась. и теперь только от республик Закавказья зависит получат ли воины,  защищающие перевалы и кавказские горы,  всё необходимое для ведения боёв.  Связь с остальным Союзом сейчас только по Каспийскому морю через Баку и  Красноводск.

Ещё  учитель сказал, что  в горах Кавказа  даже один-единственный  снайпер может задержать целую дивизию. А генерал Нестор Лабадзе собрал снайперов в истребительные отряды, ух и задали же они жару фашистам!  Генерал Леселидзе  так организовал оборону перевалов и гор, что немцы надолго завязли  в этих местах, пытаясь выбить наши войска с перевалов.

И в конце учитель добавил, что в горах побеждают те, кто умеют хорошо ходить и  лазить по горам. И хотя у фашистов есть хорошо подготовленные горные стрелки и целая дивизия альпинистов, но у нас-то тоже есть альпинисты и горные стрелки, а ещё есть сваны – жители грузинских высокогорий, а сванские мужчины альпинисты от рождения.  И генерал Леселидзе поднял на защиту перевалов и гор всё мужское население Сванетии.

Мальчишки да и Эдик были уверены, что наши всё равно победят, должны победить, потому что Кавказ кроме всего прочего – это нефть, а значит бензин для самолётов, машин и танков, а попробуй-ка  сдвинуться с места  в танке  или в самолёте без бензина.  И как не рвись Гитлер к этой нефти – всё равно зубы пообломает о Кавкасиони.

___________
Словарик:
Кавкасиони – грузинское название Кавказских гор.