21 сентября. Озеро Гуатавита

Виктория Левина 2
21 сентября. Озеро Гуатавита. Легенда об Эльдорадо, «золотом человеке»
                глава из книги «В гости к Маркесу»

В одной из первых глав я уже писала про озеро Гуатавита, тесно связанное с легендой о «золотом человеке» индейского племени муисков. Тогда, в Музее золота Боготы, мы увидели на стендах панорамные снимки Эльдорадо, в тёмной интерактивной комнате прямо перед нашими глазами сверкал «золотой плот».
А теперь, в последний день пребывания в Колумбии, прямо перед отлётом в Тель-Авив, мы побываем, наконец, в «стране Эльдорадо»! Гуатавита находится в 50 километрах к северо-востоку от Боготы в горах Кундинамарка. Оно почти круглой формы и находится в кратере потухшего вулкана на высоте 3100 метров над уровнем моря. Озеро Гуатавита имеет диаметр около 1,6 км. Озеро служило культовым местом для местных индейских племен при назначении нового касика. На дне озера скрыты несметные золотые богатства индейцев.
И ещё – немного истории и чуточку легенд, связанных с озером.
«В 1539 году испанцы вступили на землю племени муисков и основали город Богота. Там они услышали о традиционной церемонии, которую устраивали муиски на берегу озера Гуатавита при избрании нового правителя, В то время были еще живы свидетели последней церемонии, своими глазами видевшие, как правителю оказывались необычайные почести.
Оказывается, местные жители добровольно расставались со своими богатствами. Речь идет о знаменитом индейском обряде, манившем в страну чибча разных завоевателей. Эту красочную церемонию описал хронист Хуан Родригес Фрейле.
Каждый новый правитель, вступая во владение государством, должен был направиться к Гуатавите, чтобы умилостивить Демона, своего бога и господина, и принести ему жертву. Подданные делали плот из тростника, оснащали его как можно богаче и помещали на нем четыре жаровни. На берегу собирались толпы индейцев, украшенных перьями, коронами, серьгами. В руках они держали факелы. Как только жаровни на плоту начинали куриться смолой и благовониями, факелы на берегу загорались ярче дневного света.
В это время нового правителя раздевали донага, смазывали все тело смолой и осыпали с головы до ног золотым порошком. Затем его переносили на руках и ставили на плот, а к ногам складывали груду жертвоприношений. Вместе с новым властителем на плот становились четверо его подчиненных, обнаженных, в плюмажах, золотых коронах, браслетах, каждый со своими подношениями. Когда плот отплывал от берега, толпа принималась играть на музыкальных инструментах, петь и кричать что есть силы.
Все стихало, когда плот достигал центра озера. «Позолоченный человек», сияя в лучах восходящего солнца, читал молитвы и бросал дары Демону. Вымпел, развевавшийся на ветру в течение всей церемонии, опускался. Все пятеро кидались в воду и плыли к берегу. И вновь начинались крики, музыка, пляски с неумеренным потреблением чичи (алкогольный напиток из заквашенного на воде маисового зерна). Только после этого власть нового правителя признавалась законной.
Близость и кажущаяся доступность таких несметных сокровищ буквально заворожили испанцев. Предпринятая в 1545 году попытка выловить драгоценности из озера Гуатавита ничего не дала. Однако это не остановило других кладоискателей – в 1580 году купец из Боготы по имени Антонио де Сепульведа попытался осушить его и нанял 8000 индейцев, начавших по его приказу копать на берегу озера глубокий канал, следы которого сохранились и до наших дней. Когда наконец туда хлынула вода, уровень озера понизился примерно на 18м. Однако мощный поток подмыл берега канала, и они обрушились, похоронив под собой многих рабочих.
И все же Сепульведа отчасти преуспел – среди его находок, в частности, оказались золотой нагрудник боевых доспехов, золотой посох и огромный изумруд размером с куриное яйцо. Все эти ценности предприимчивый купец преподнес в дар королю Испании» (из материалов интернета).
И наша дорога сегодня пролегает к этому прекрасному озеру. Проезжаем милые пасторальные хуторки и деревни.
Сама деревня Гуатавита примечательна тем, что находится на берегу рукотворного водохранилища, и все дома в ней – белого цвета.
Пока гид рассказывает нам об индейских ритуалах, я переношу дорогу относительно легко, находясь в автобусе. Но прибыв на место, могу лишь пошатываясь выйти из автобуса и прогуляться к местному бару, чтобы купить воду.
Мы на высоте 3100 метров. И, как показало нынешнее путешествие, я плохо переношу высоту. Задыхаюсь. Сердце колотится бешено в каком-то странном ритме. Конечно, ни о каком подъёме дальше к озеру речи не идёт. Мы с Йосиком остаёмся ждать в автобусе, пока остальные наши товарищи совершат восхождение и поделятся снимками.
Я читала, что раньше транспорт мог подъехать практически вплотную к озеру. Но это привело к тому, что очень много «чёрных копателей» стало оседать на берегах в поисках кладов на озере. Тогда к нему проложили окольную тропу вдоль холмов, на которой легче проследить всех подходящих, длиной около полутора километров.
И этот факт тоже способствовал нашему решению остаться – полтора километра по горной тропе под палящим солнцем на высоте 3100 метров... ну, не знаю... Да и силы были нужны на сложный 27-часовый обратный перелёт. 
Наши возвращались по одному, по двое, уставшие, но счастливые.
– Ты бы не смогла, – только коротко сказали мне.
Возвращаясь в Боготу, заехали пообедать в деревенскую харчевню Гуатавите. Обед, как всегда – на высоте!
Ну, что ж, Колумбия, давай прощаться! Ты была к нам щедра, гостеприимна и добра. Хотя, если говорить откровенно, мы с мужем записали это путешествие как самое экстремальное в череде наших «открытий планеты».

На фотографии – озеро Гуатавита, страна «Эльдорадо».