По конкурсу - Я личность творческая

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2024/01/06/2150 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2024/02/07/5093 - Итоги конкурса

Очень скоро будут подведены итоги конкурса «Я - личность творческая». Я пока даже не представляю, какие произведения отберут мои судьи в свои личные шорты листы, и кто из участников по сумме набранных очков станет призером этого конкурса. Всегда стараюсь готовить статью заранее, чтобы не попасть под влияние чужих мнений и  сохранить своё, которое и излагаю здесь и сейчас.

По заданию конкурса требовалось написать свой поэтический портрет - честно и иронично. Тема показалась мне интересной. В какой-то степени она касается каждого из нас, потому что почти у всех на страницах сайта обязательно находятся стихи, где автор пишет о самом  себе, но чаще всего он повествует не вообще о себе,  а о себе как о поэте. Вот и в нашем конкурсе подавляющее большинство участников взяли на вооружение только эту, видимо, самую главную свою черту - личность человека, пишущего стихи. Описывая себя в качестве поэта, автор - с иронией или всерьез - начинает творить образ человека с особой организацией души, творческой личности, стихи которой нужно оценивать и сравнивать не с рекомендациями академического учебника по базовому стихосложению, а исключительно с мастерством самых великих русских поэтов.

У кого-то хватает мудрости писать о своих поэтических умениях с иронией, используя приемы сатиры или гротеска, а у кого-то (и это касается не только участников нашего конкурса, но и вообще наших современников!) данная тема раскрывается только всерьёз - с внутренним  ощущением своего предназначения,  особого пути в  жизни, восприятия себя, как человека, который не понимаем, потому что не похож на других, а иногда и как жертвы, стихам которой не дают пробиться безграмотные критиканы и скучные формалисты.

Прежде, чем делать разбор конкурсных произведений (а их в этот раз было много и замечательно написанных!), я сделаю небольшое отступление, непосредственно вытекающее из предложенной мною темы конкурса. Оно касается особенностей характера почти всех людей, пишущих стихи: и участников конкурса, и сложившихся мастеров, и тех, кто имеет здесь наглость судить других, к коим причисляю и саму себя. Во всех нас (чтобы мы там внешне ни утверждали) живет обостренное самолюбие и скрытая убежденность в своей особости, которая отличает нас от всех прочих - людей, неспособных сочинять поэтические строки или вообще - ТВОРИТЬ.

«…Шум города давным-давно затих,
А я сижу, рожая новый стих,
И вновь, уже ночная, кабала
Мне не даёт уйти из-за стола…
Добро бы – шло добро из-под пера,
Так ведь на сотню строк – одна мура!
Но как она заводит и бодрит,
Как чёрт-те что с душой моей творит!»

Или:

«Не Такие бродят по планетам,
Оказавшись Бог не знает где.
Гадкие утята незаметны,
Ждут они напрасно лебедей.

Снятся им бредовые пейзажи
И толпа таких же Не Таких.
Смысла нет ни в чем, но вот однажды
Хаос превращается в стихи».

Никто себя не узнал в этих замечательных по сути строках? Конечно же, узнал, правда, не всякий  в том признается... Между тем, все мы заблуждаемся. Способность к творчеству заложена в каждом человек с рождения, поскольку все мы сотворены по образу и подобию нашего Творца, только эта способность у всех разная, на разное направлена, а во многих людях просто не развита. Кем-то - по собственной лени, кем-то - по ненадобности.

Способность рифмовать строки, превращая информацию в стихи, может развить в себе КАЖДЫЙ человек, было бы только у него желание разобраться в принципах правильной рифмовки и хотя бы малейший интерес к этому занятию. В том, что человек зарифмовал свою устную (привычную ему) речь и разместил стишок на сайте, нет никакой заслуги. Поэтом от этого он не стал. Рифмующего человека сделать поэтом может, как минимум, знания - наличие достаточного уровня общей культуры, образованность и начитанность лучших образцов классической русской литературы. Если кому-то ещё и повезет с врожденным талантом - он может стать и гениальным поэтом, но на последнее нам точно лучше не нацеливаться - сначала нужно хорошо потрудиться над собой, а дальше - как Бог даст. Скорее всего, Он никак нам не даст: вряд ли кто-то из тех, чьи стихи мы сегодня так превозносим по результатам конкурсов и по числу изданных за свой счет книг, останутся в памяти нашего поколения и даже наших знакомых уже через год после нашего ухода в мир иной. Я не говорю уже о вечности... Не об этом нам всем сейчас нужно думать!

Если процесс сочинительства доставляет человеку радость - сочиняй, твори, выражай в стихах самого себя, своё время, радости и тревоги своей страны, но только не трать себя на пустой треп в рифму, а лучше с самого начала учись писать хорошую поэзию правильным, литературным, богатым и выразительным русским языком, как это стараются делать все реально (а не по диплому) образованные люди - носители бесценного сокровища русского мира - литературного языка. Не наводняй свою речь привычным жаргоном и местными перлами своего или иностранного языка - отнесись бережно к наследию своей родной культуры. Когда кто-то обращает твое внимание  на  неправильный или неудачный оборот речи в стихах, не надо сразу же ссылаться на стихи Великих и на их личные недочеты в лексике, не приводи в пример статью (твоего же современника - автора  ПРОЗЫ.Ру), который собрал «примеры того, как нарушали норму наши классики». Сколько раз мне уже выдвигали подобные аргументы в оправдание своих лексических ляпов, которых, увы, в стихах сайта с каждым годом становится все больше, а ляпы речи - все незаметней и привычнее для нашего глаза и уха по причине того, что мы сами не особо стремимся к культуре правильной речи, не ищем ее для себя, не считаем важными!

Почему-то, когда вопрос касается моих даже самых безобидных намеков на необходимость подумать об изменении фразы (моего выделения строчки стихов  капслогом в анонимном фрагменте стихов!), их автор мгновенно теряет способность к самоиронии, а всю мощь своего интеллекта расходует на оправдание по типу «...сейчас так все говорят» и дает  ссылку на тексты стихов Великих поэтов. С удивительным постоянством все мы в этот момент почему-то забываем известное изречение:  «Что позволено Юпитеру, не позволено быку»! Может быть, мы сначала сами хотя бы что-то великое напишем, что можно поставить в один ряд с их стихами, а уже потом начнем изучать опыт их отклонения от норм!?

Стихи всех Великих поэтов, кстати, были разными. Они писались ими не в один день, и только после кончины человека, когда все признали его Великим, стало  опубликовано все, что нашлось и сохранилось в рукописях. Именно поэтому мне всегда кажется странным подобный  метод оправдания собственной неряшливости речи...

Не хочу быть голословной - покажу ниже три примера моих реальных диалогов с авторами.

№1.  Выделяю в статье капслогом речевой ляп:

"...снег... пусть Греция завидует и плачет,
    ГЛЯДИТ ЕГО С ЭКРАНА и во сне!"

Глагол "глядеть" требует после себя другого предлога: глядит куда? в даль, в экран, вперед... "С экрана" можно получать информацию, снимать данные. Здесь использован разговорный,  неудачный выбор слов в стихотворении, пусть даже смысл  сказанного нам понятен. В устной речи он для кого-то сойдет, но здесь - поэзия на конкурс...

Получаю в ответ:

«...что-либо менять, уважаемая Алкора, не собираюсь - в этом тексте всё на своих местах, по замыслу автора. А слишком тщательное выглаживание текста похоже на чрезмерную ретушь в фотошопе, за которой теряются не только "морщинки",  но самая индивидуальность человеческого лица/высказывания».
 
№2. Выделяю капслогом неудачные фразы с избыточностью и с плохим управлением:

"Тихо падает СНЕГ, засыпая ЗАСНЕЖЕННЫЙ город".

"на улицах ЛЬДИНКИ ЗАМЁРЗШЕГО в лужах СТЕКЛА".
(Естественнее наоборот - "стекло льдинок" или "льдинок луж")

"МОРОЗ ...ЗАМОРОЗИЛ ОСТАТКИ ИЗ ЛЕТА ДНЕВНОГО ТЕПЛА".

"Но придёт новый день, оживёт ОТ БЕЗДЕЛИЯ город"               
(город оживет "ПОСЛЕ долгого безделия" )

Получаю в ответ:

«Вы пригласили в жюри семь человек. Но моё стихотворение оценил только один член жюри, я получила самую высокую оценку. У многих авторов то же самое. Получается другие члены жюри оценивают стихи своих знакомых, которые потом получают призовые места. Для чего тогда проводить такие конкурсы? Вы высказали недоверие жюри, хотя сами их пригласили. Вы прошлись ещё по моему стихотворению, выделив капсом строки, но ничего не объяснив. В стихотворении описываются погодные капризы новогодней ночи и наступившего дня, а также настроение автора. Для того чтобы оценить, это нужно видеть и прочувствовать. Не считаю ваш разбор профессиональным».

Вот ведь какая странность: когда из 7-и судей один берет стихи в шорт лист, а остальные 6 его не берут, а я показываю в статье, что там присутствовали языковые ляпы, то это - "непрофессиональный разбор". А когда случается обратное - я показываю в статье удачные находки, а далеко не все судьи эти стихи отбирают, то еще никто ни разу не выкатил нам на это никаких претензий!! Такие вот мы все особенные люди - «творческие личности»!

Кстати, для тех, кто не в курсе: приглашенные мною члены жюри (каждый раз другие, заранее не знающие о том, на какой именно конкурс я их приглашу!) получают от меня АНОНИМНЫЙ пакет принятых стихов, записанных под произвольными номерами. И поскольку сами они не могут участвовать в конкурсах ТМА, то никак не заинтересованы в чьей-то победе или провале - они просто отбирают в свой шорт лист то, что им нравится по исполнению, что отвечает их представлению о качественной и глубокой поэзии. К моему огорчению, судьи часто отбирают совсем не то, что нравится мне, но я ничего с этим поделать не могу: каждый  талантливый поэт имеет право на свое личное мнение, даже на непонятную мне снисходительность. Например, несколько моих  судей - очень талантливых поэтов - почему-то часто  оценивают высшими баллами то слабое качество исполнения, которое в своих собственных стихах никогда бы себе  не позволили. Я и с этим смирилась: мы все разные, да и на сайте не стоит очередь желающих преданно работать на благо процветания поэзии, которая написана НЕ ИМИ лично, а ДРУГИМИ поэтами. Кого ни пригласишь поработать в жюри, у всех свои заботы, особые трудности и ограниченные возможности.

№3. Показываю капслогом:

снег  "УПОРНОСТЬЮ поспорит с НЕМОТОЙ                перенос
       Своей, а МНОГОЧИСЛЕННОСТЬЮ – с ЛЕНЬЮ,
       Он выглядит подобием творенья,
       Когда на бой выходит с красотой!"

Союз "а" и сама конструкция фразы предполагает противопоставление каких-то качеств, относящихся к одной категории, но как можно противопоставить "упорность" - "немоте" и "многочисленность" - "лени"?! Кроме того, перенос между "немотой" и притяжательным местоимением "своей" к слову "немота" не предполагает паузы при чтении в этом месте, а конец строки ее требует. Поэтому именно здесь делать перенос - ошибка исполнения.

Получаю в ответ:

"Чем перенос не понравился? Напротив, создавая отступление от нормы, он является украшением текста. "Упорность - немота, многочисленность - лень" это всё свойства, присущие падающему снегу. Это своеобразное перечисление, а не противопоставление. Поэтому я считаю четверостишие абсолютно нормальным"

Ну что тут можно добавить! Не нужны читателям никакие мои капслоги. Чем больше отступлений от базовой техники, тем им больше свои стихи нравятся!

Если бы вы знали, как мне иногда на ТМА бывает тошно что-то доказывать тем, кто изначально не принимает никакой базовой техники, кто абсолютно самодостаточен и самоуверен! Как только я хвалю чьи-то стихи "взасос" - мною все довольны. Когда же я показываю места, написанные ПЛОХИМ русским, мне тут же  пытаются доказать, что это - «украшение текста». Спорить бессмысленно. Украшайте, уродуйте, отступайте от норм нормальной речи - это ваше право. У меня ведь нет права вас перевоспитывать, мне просто безумно жаль наш русский литературный язык, все более и более засоряющийся мусорной, местечковой речью, причем не только в устных диалогах, но уже и в лирической поэзии, в монологах тележурналистов, в речах плохо образованных ведущих, которых никто не наказывает за порчу речи в публичном пространстве...

Хватит о грустном. Покажу вам стихи наших конкурсантов, которые мне понравились. Не все из них я была готова внести в свой шорт лист, но во всех ниже опубликованных нашла то, что чем-то по хорошему меня зацепило. По каким принципам (кроме правильной - уместной для заданного жанра речи) я их отбирала?

Во-первых, я искала  стихи, где обнаружила в авторе хорошее чувство юмора. Чувство юмора - это очень ценное для литератора качество, оно присущее далеко не каждому. И что меня особенно удивляет - у всех оно разное...

Во-вторых, я оценивала за наличие в стихотворении авторского сюжета - не услышанного, а сотворенного самим автором законченного содержания.

В-третьих, мне импонировало присутствие в стихах искренности и честности по отношению к себе любимому, которое для меня ценно в любых стихах.

Надо бы, конечно, и несколько слов добавить о жанре, в котором следовало написать конкурсные стихи - в жанре иронии. Не все из принятых произведений были написаны именно в этом жанре, но они имели право быть отобранными - использовался жанр "рассказ в стихах", который пишется почти по тем же правилам, только не обязывает автора смешить читателя, используя приемы сатиры, гротеска или содержания в  тексте тропа гипербола. Более подробно писать об этом жанре мне здесь не хочется: когда настанут другие времена, я обязательно организую и проведу по этому жанру специальный конкурс. Сейчас для этого - не самое подходящее время. А кто хочет вспомнить, что такое «ирония» и как пишутся стихи разных видов комических жанров, просто походите по страницам сборника «Конкурсы стихов комических и легких жанров», который уже существует на странице нашей Мастерской.

Итак, читаем стихи конкурсантов.


**********************************************

1. Я В ПАСПОРТЕ ПОХОЖ НА БОГА. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ               

Я в паспорте похож на Бога,
Лицо прекрасно как алтарь,
В глазах застывшая тревога
За каждую живую тварь.

За каждый вдох, за каждый выдох,
За каждый сдвиг земной оси,
Кому мне указать на выход,
Кого обратно пригласить.

Шагаю босиком по травам,
Мой торс - гранитная скала,
За чудеса кричат мне "Браво"!
И долго бьют в колокола.

Хочу, чтоб в мире стало лучше
До самых верхних этажей,
Я разгоняю взглядом тучи,
Ворон, гаишников, бомжей.

Да и в реальности я тоже
Имею сходство без границ.
Прохожие кричат мне - Боже!
И падают, конечно, ниц.

Пусть даже в грязь, пусть на дорогу,
Любовь и страх в одном глотке,
Когда ещё увидишь Бога
В провинциальном городке.

Наиболее яркий образец иронического жанра, который достигается не упрощением языка до народного, современно искаженного, а с помощью богатого и литературного, но от этого ни ирония, ни сарказм по отношению к себе как к Поэту, нисколько не страдает. Хорошие стихи. Остроумно, лаконично, в тему.

2. ИСКОРКА. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО. ВНЕ КОНКУРСА

Не застелена кровать,
Не застелена.
Борщ не сварен и счета
Не оплачены,
А жена увлечена
И растеряна,
На листы глядит она
Озадаченно.

Что будильник прозвонил -
Ей неведомо.
Что рубашек чистых нет -
Ей без разницы.
Погребенная под Аз-
Буки-Ведами,
Этой праздностью горда
Словно празднеством.

Видно, Муза к ней пришла -
Тоже бестолочь.
Засиделись допоздна,
Даже за полночь.
А потом звонил поэт,
Лев Эрнестович,
И прозаик Константин
Ярославович.

Заболталась - ох, она
И болтливая!
Волю дай - начнет опять
Про Белинского.
...А смотрю я на лицо
Рассчастливое:
Огонек у ней в глазах,
Божья искорка.

А здесь ироничный рассказ о себе идет как бы со стороны - в третьем лице. Тоже с иронией: «Что будильник прозвонил - ей неведомо. Что рубашек чистых нет - ей без разницы». Хорошо продуманная композиция раскрытия заданной темы.

8. КО МНЕ ПРИХОДИЛ МАСТЕР. ВЛАДЕНКОВА ЕЛЕНА

   "- Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам почему-то говорят "ты", хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
   - Мне кажется почему-то, что вы - не очень-то кот"
                / М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита"/

 ...А ко мне приходил Мастер.
Он живет в соседней квартире
(или в соседней палате?)
Балконная дверь - портал!
А я с блокнотом и ручкой
сижу  себе на кровати
в белых, (нет, не исподних)
старых джинсовых портках.

-Пишешь?
-Пишу! - отвечаю-
А почему  на "ты"?
Поэты - они ранимы
не менее, чем коты...
Жду, что на это скажет,
уже предвидя ответ:
- Мне почему-то кажется -
не очень-то ты поэт...

Интеллигентные стихи умного, начитанного человека всегда выгодно отличаются от множества других - банальных и громких. Очень тонкая самоирония, написанная по мотиву фразы из романа М.Булгакова. Мне нравится.

11. АХ, ГОДЫ МОЛОДЫЕ... ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ. ВНЕ КОНКУРСА

Ах, годы молодые,- кем только я не был,
Лихие, удалые, взрастала пара крыл.
Когда я стал крылатым, я устали не знал,
Сонеты и сонаты красоткам посвящал.

Но крали годы крали, я стал не тот уже,
И крылья подгорали на каждом вираже.
И вот - уже за сорок, заснежился висок,
И по родным просторам посыпался песок.

Но критик много гитик в стихах моих открыл,
И подарил мне критик вторую пару крыл.
Как славно в этой роли смотреться в зеркала,
Но налетели тролли и с ними много зла.

И так они орали, склоняя чью-то мать,
Что разбежались крали и бросил я писать.
Когда утихли крики, поэзию любя,
Я стал читать великих, особенно себя.

Ах, юные напевы, точёное стило!
Ах вы, мечты и девы, как с вами мне тепло!
И прошлого наследство мне греет бытиё, -
Впадаю тихо в детство, но, кажется, в своё.

Здесь другой способ подачи - напрямую. Персонаж открыто и честно вспоминает свою жизнь и свой путь в писательство. Хорошо подобранные рифмы, создающие интересные аллитерации (звуковой организации стиха, состоящие в повторении одинаковых или сходных согласных в начальных слогах слов), талантливая  самоирония. «Я стал читать великих, особенно себя». По-моему, замечательно!

17. Я БЕГУ ПО ЗЕМЛЕ. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД

Я бегу по земле, как безусый мальчишка,
Хоть четвёртый десяток уже завершён,  -
Несолидный, в себе не уверенный слишком,
Простотой и наивностью детской смешон.
   
Я бегу, так как чинно ходить не умею,
Я спешу, хоть порою не знаю, куда;
Правда, медленней я, по Эйнштейну, старею,
Но умнею ведь медленней - вот в чём беда.

Привлекает меня приключенье любое,
Часто разум пасует под натиском чувств:
То в шальную игру погружусь с головою,
То к друзьям на попойку средь ночи помчусь.   

Стать серьёзным и важным мне не удаётся,
Шляпа, галстук - всё это совсем не по мне,
Я хожу, в чём попало, и ем, что придётся,
И мультфильмы люблю, и летаю во сне.

Из меня бы не вышел ни шеф, ни начальник  -
Мало твёрдости, властности, стали в лице,
То не в меру шутник, то не к месту молчальник,
Не хочу знать в начале, что будет в конце.

К справедливости высшей стремлюсь, как ребёнок,
Не терплю лицемерья и фальши во всём,
В отношеньях с людьми не особенно тонок,
Не ношу в дождь галош, а зимою кальсон…

Всем нам в жизни земной уготована "крышка".
Не хочу в ожидании крышки стареть.
Я бегу по земле, как безусый мальчишка,
И мальчишкой хотел бы на ней помереть.

Очень хорошие стихи, хотя жанр использован другой, это не ироническая поэзия, а рассказ в стихах. Есть попытка создать портрет самого себя - разнообразный, но выставляющий на обозрение лишь то, что не стыдно и не страшно признавать. Нравится хороший и точный язык стихов и рефренное «я бегу», которое проходит по тексту как главная черта характера персонажа.

18. ТЩЕСЛАВИЕ. АНАТОЛИЙ ШЕСТАКОВ

Умен, талантлив непомерно
И в сердце Звездная болезнь.
Смертельный грех? Прогноз не верный.
Достоинств у меня не счесть!

Прельщает гордость, восхваленье.
Порой любуюсь сам собой.
И мысли: "Господа творенье, —
Пусть знают все, кто я такой".

Не думайте, я не Сальери
И не Грушницкий. Прошлый век.
Без отравлений и дуэлей.
Я современный человек.

Предполагаю — нет мне равных.
Исполнилась моя мечта.
Но вот беда, в душе тщеславной
Вдруг появилась пустота.

Борьба внутри похлеще рамса.   *
От этого я сам не свой.
Потух искрой… но я не сдамся.
С моей гордыней — вечный бой.

*Рамс — азартная карточная игра

Эти стихи куда более исповедальные, честнее, чем предыдущие. Автор находит и уделяет наибольшее внимание только одной черте образа - «звездной болезни», признать которую в себе способен не всякий, хотя почти в каждом пишущем человеке она всегда присутствует - в скрытом или в явном виде. Можно ли назвать эти стихи ироническим жанром? Не уверена. Они больше напоминают мне лирику, но этим еще больше нравятся. И язык стихов - прекрасный, язык образованного, начитанного человека.

19. ЭПИГРАММА НА САМУ СЕБЯ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ

Бьётся мир о риф мой.
Реки слёз на мыс лью.
Нет проблемы с рифмой.
Есть проблема с мыслью.

Замечательно! Эпиграмма - это разновидность комического жанра, ближайшего родственника иронии. Хорошие эпиграммы очень сложно писать, не всякому удается. А  здесь - очевидная удача.

20. НАПРАСНО В ДЕТСТВЕ НЕ ПОРОЛИ... ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА

«Если ты увидишь, что дети пишут стихи, выпори их, потому что лучше меня никто не напишет, а хуже писать негоже» - из письма Александра Пушкина своей жене Наталье Гончаровой.

Ямб от хорея отличаю,
Но дальше не в коня наука.
Законы жанра - это скука,
Я за себя не отвечаю,
Лишь на коня верхом взлетаю.

Пегас мой, знаю это точно,-
Он не поэт и ржёт, как лошадь.
Завидев малую оплошность,
Оскалит зубы, как нарочно,
Плюётся рифмой, брызжет сочно.

Над тем и этим зубоскаля,
Он часто попадает в лузу,
Мою при том смущает Музу.
Ей говорят,- какая краля,
Таких шутниц мы не видали,

Напрасно в детстве не пороли.
Ишь, как кидается словами,
Всё прямо в лоб, а не кругами.
Взгляни, что дева намолола,-
Как есть, взрыв мозга и крамола!

Слезай с коня, прощайся с Музой,
Найди кружок по интересам,
Побудь немножечко принцессой.
К чему тебе бывать обузой,
Терпеть на конкурсах конфузы?

Смеяться можно и без рифмы
И веселиться без причины,
Хоть это признак дурачины,
Надеюсь, что неизлечимой,-
Прости Поэт, простите нимфы!

Задумано, как ироническое стихотворение - обращение к себе, как к поэту. Но язык стихов здесь не совсем литературный, встречаются места  с разговорным построением  фраз («что дева намолола», «как есть, взрыв мозга и крамола!»). Лучший юмор - это тот, что в содержании, а не в упрощении речи. Приятно, что автор задумала для  построения своих строф небанальный пятистрочник - везде с рифмовкой АББАА и  только в  последней почему-то АБББА. Недочет мелкий, можно к нему особо не придираться. А в целом  задание конкурса выполнено, стихи получились запоминающимися.

27. ПИШУ ПРО ОСЕНЬ.  ЮЛИЯ ЧЕХОВА   
(В стихотворении намеренно использованы простые, (затертые) рифмы))

Я пишу, пишу про осень.
Рифмы лучше нет, чем "просинь".
Про полёты журавлей,
Ветерок, тот, что с полей,
Что в саду завяли розы,
В золоте стоят берёзы.
А ещё про листопад,
Уж ему-то всякий рад!
Про унылые дожди,
Что тепла теперь не жди,
Недалече до зимы,
Новогодней кутерьмы.
Про снежинки и метели,
Что порядком надоели.
Там весна придёт и вновь
Сочиню я про любовь,
Солнце и ручьи, капели,
Что всегда звенят в апреле.
Про любимый всеми май!
Вот где счастье, чисто рай!
Про тюльпаны и сирени,
Соловьиные свирели,
Про июньские мечты,
Речку, небо и цветы.
Про ромашки с васильками,
Мёд и пчёлки с мотыльками!
Да про август, в звёздах весь.
Яблок, груш и слив - не счесть.
Там опять наступит осень,
Ни о чём, увы, не спросит.
Так по кругу жизнь бежит...
Всё же - классный я пиит!)

Автор создает пародию на стихи банального содержания и намеренно использует в них заезженные, предсказуемые образы и сравнения, описывая таким образом все сезоны года («Так по кругу жизнь бежит»). Идея не новая, но выполнена она хорошо.

28. ПУШКИН 3. АЛЕКСАНДР КУЗНЕЧЕНКОВ 
 
Алфавит картечи - тридцать три ячейки,
Клею части речи, сидя на скамейке.
Рифмы слово к слову, ряд кладу за рядом,
Далее основу начиню зарядом.

Дел, событий ворох, взвесив на ладони,
Перетру на порох,- заряжу в патроны.
Строки у катрена, как стволы орудий, -
То-то Мельпомена веселиться будет!

Знает, где нажива не из Википедий,-
Будет не до жира от её трагедий!
Может, умоляя, в ноги пасть к Пегасу?
- Пусть, куда не знаю, увезёт заразу!

...Белые листочки, где-то,- на ночь глядя,
Я рифмую строчки, просто, шутки ради ...
В стареньком халате доктор из психушки
Мне  сказал: "В палате будешь... третий Пушкин!"...

Иронично и ярко описан процесс создания стихов. Мне здесь понравилось то, что автор выбрал для стихов один общий образ - поле битвы за рождение стихов, и все его тропы - сравнения, метафоры, эпитеты - встроены в этот образ: "алфавит картечи", "начиню зарядом", "заряжу в патроны", "как стволы орудий". Это очень профессиональный, правильный подход к выбору изобразительных средств. И язык везде правильный, литературный.

38. ЧТО С ТОГО? ТАТЬЯНА ШАДУЯ 

Старею. Ну и что с того? (с)                с   - А.Ю.Комаров
Мне скажет зеркало – морщины!
Глаза тускнеют, и мужчины
Не смотрят вслед.
Ни одного
Не видно рядом.
Кто подарит
Мимозы  мартовский  букет?
Цветочков не было и нет…
Себя в фейсбуке пропиарю!

Вошла во вкус, как никогда!
Свободы радостные всплески:
Театры, танцы, хор, поездки…
Душою вечно молода!
Боюсь Альцгеймера – пишу
Стишки для умственной зарядки.
Похоже, с головой в порядке…
А может, нет? Пойду, спрошу.

Остроумно, ненавязчиво и тонко автор рассказывает о погружении своего персонажа в социальную сеть, которая возвращает ей молодость и «свободы радостные всплески». Отличные стихи, особенно нравится их ироничная концовка.

43. ПИШУ ЧТО ПОПАЛО... АНДРЕЙ СОЧИНЯЛКИН

Пишу, что попало... Про солнце, про лето,
Про ночь за окном, про дымок сигареты,
Про искры костра, про небесные хляби,
Про капли дождя на берёзовой пряди,
Шуршание шин, шум и гам остановок,
Про визг ребятни, что пронзительно звонок
Несётся с площадки у детского сада...
Про старую кладку чугунной ограды
Когда-то давно столь любимого парка.
Про сталинский дом с облупившейся аркой,
Авоськи с какой-то едою на окнах.
Про бакен, которому так одиноко
Мигается ночью в фарватере тёмном...
Про сохранившийся чудом лист клёна,
Лежащий в альбоме на полке лет...много,
В аллее скульптуру оленя без рога,
Упорную поросль в асфальтных расколах,
Детишек, спешащих с портфелями в школу,
Прохожих, снующих налево-направо,
Собак у дороги с задиристым нравом.
Про то, как вороны бранятся забавно...

Пишу, что попало... Хотелось о главном.

Написано в жанре интимной лирики - богатым поэтическим и правильным языком, иронично описываются многочисленные объекты того, что попадает в стихи: «Про искры костра, про небесные хляби, про капли дождя на берёзовой пряди», «... В аллее скульптуру оленя без рога, упорную поросль в асфальтных расколах»... А потом - замечательная философская концовка, сразу вызывающая интерес и уважение к автору стихов: «Пишу, что попало... Хотелось о главном».

45. НАТУРУ НЕ ИСПРАВИТЬ. ЛЮБОВЬ ТИМОФЕЕВА 2 

В далёком детстве – было мне два года –
Карандашами смело на стене
Нарисовала как-то я природу,
Животных… И сказала мама мне:
«Художница ты – творческая личность!
В тебе проснулся Шишкин, дочь моя!»
Отец три слова зычных, непривычных
Добавил. Их тогда не знала я.

А через год я в музыку влюбилась ,
Стучала страстно каждый божий день
Не в барабан – в посуду палкой била.
У бабушки давление, мигрень…
Но ласково она мне объявила,
Что стану непременно я звездой.
Потом шептала что-то про могилу,
Про вазу, что была разбита мной.

А позже, помню, с диким увлеченьем –
Как трудно укрощать желаний пыл! –
Кота кормила мясом и печеньем,
Но трюки выполнять он должен был.
Друзья меня прозвали Куклачовым,
Сулили мне награды за талант.
Но вскоре предалась мечтам я новым,
Мой мир фантазий был тогда богат.

Но и сейчас случается порою:
Я сяду у окна в тиши ночной,
Нахлынет вдохновение такое!
А в голове сумбур – хоть волком вой…
Пусть в гости мой супруг на рюмку чая
Ушёл уже давно, его всё нет –
Ахматовой меня он называет.
Вы догадались? Я теперь поэт.

Эти стихи меня порадовали отлично придуманной композицией, каждая строфа - рассказ о каком-то увлечении персонажа, выросшим из похвалы близких. Замечательна и остроумная идея с упоминанием не до конца понятом ребенком смыслом оценки последствий этих увлечений: «Отец три слова зычных, непривычных добавил. Их тогда не знала», «Потом шептала что-то про могилу, про вазу, что была разбита мной». Остроумно, весело и ярко написано, а главное - отлично придумано!

48. ДРУЗЬЯ НАЗЫВАЮТ ПОЭТОМ. ЕЛЕНА ГОЛОВНЫХ 

Друзья называют поэтом,
Талант у меня, говорят…
Но я не уверена в этом
Примерно уж лет пятьдесят.

Я с детства любила так много!
Так многое душу влекло!
УчИтеля выбрав дорогу,
Я детям дарила тепло.

Но только ведь в этой работе
Порою и не до стихов.
Работа – «до жаркого пота»,
Точнее, до сотни потов.

Ночами – ребячьи тетради,
А днями – уроков чреда…
За сорок лет стажа – награда:
Ура! Ветеран я труда.

Но… области только Иркутской,
В Москве этих льгот для нАс нЕт!   
Смешно и немножечко грустно:
Погиб во мне, видно, поэт!

Вся жизнь моя отдана школе.
Как эти банальны слова!
Таланта не вспахано поле.
Седеет уже голова.

Талант, видно, в землю зарыла.
Учитель – стожильный, как вол!
Своих четверых я растила,
Стихи же писала я в стол.

И с грустью я думаю ныне,
Листая прошедшие дни:
Стихи мои – ценные вина
Иль кислый лишь уксус они?

Хорошие стихи, искренние, открытые. Я бы строчку «В МосквЕ этих льгОт для нАс нЕт!» заменила бы на более соответствующую ритмике амфибрахия (010 010 01): «В МосквЕ для нас льгОт этих нЕт! И еще от троекратного повтора местоимения "я" в концовке избавилась бы... Остальное понравилось.

50. КАК ПОЛЮБИТЬ СЕБЯ? МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС   

Ну, всё! Довольно день за днём
Пахать на милое семейство,
Пусть всё вокруг горит огнём,
И без меня вершится действо.

Прикид, причёска, макияж,
Как будто бы 8 Марта!
Сегодня я иду в гараж,
Автомобиль готовлю к старту!

Себя, любимую, люблю,
(Мне в помощь старые заветы!),
Курс намечаю кораблю,
А дома буду к ночи где-то.

Куплю невиданный наряд,
Колечко, шляпку, шарфик, туфли,
Смету с прилавков всё подряд,
Чтоб все от зависти распухли!

Свистит от скорости в ушах,
И вдруг… Как выстрелом из пушки
Свободный мозг пронзает: «Ах!
Мой внук просил купить игрушку»!

А дома и стирать пора,
И в холодильнике ни крошки,
И все голодные с утра
Сидят без жареной картошки!

Асфальт «подковами» дробя,
Тащу картошку еле-еле…
А как же «возлюби себя»?
Начну на будущей неделе…

Здесь тоже присутствует законченный, самостоятельно придуманный сюжет с развитием, этим стихи и привлекают. Они запоминаются как скорее шуточный, чем иронический рассказ в стихах.

********************************

На этом все. Спасибо всем участникам за присланные ими на рассмотрение стихи. Надеюсь, что и эта статья, и этот конкурс для кого-то окажется полезным. Буду рада откликам - любые ваши реакции на статью мне помогают, давая ход новым идеям. Только не ссылайтесь, пожалуйста, на традиции ведения конкурсов и разборов стихов «всем миром» других конкурсных площадок - у каждого организатора свой собственный путь. Никому подражать я не планирую. С теплом, ваша Алкора, 04.02.24.