Переключения чувств

Алиса Михалева
     Прием переключения чувств

  Старые мастера любили и этот прием, но пользовались им редко и очень осторожно. Заключается он в том, что начинаешь говорить об одних свойствах объекта, воспринимаемых одним органом чувств, а потом переходишь  на восприятие другим органом чувств.
  Обычно речь идет о восприятие слухом того, что видишь или наоборот. Переключение может происходить между зрением и вкусом. (Яблоки "плоды яблонь", вначале просто наблюдаем, а затем пробуем яблоки на вкус.

               
        Аромат цветов               
      В ночном безмолвии -               
          фруктовый сад
                (Арике Амая)

  Многие люди обладают подобною способностью, называемой синестезия. Самый знаменитый пример - хайку Басё о старом пруде.

               
            Старый пруд               
           лягушка прыгает               
                плеск воды
                (Басё)

 Лягушка прыгает не в воду. а в плеск воды. Хайку порождает несколько вопросов: как отделить лягушку от воду, звук воды, от самой воды, лягушку от звука, который она создает прыгая в воду и звук от старого пруда? Сделать это невозможно, потому что все названные факторы слиты в едино, но читатель осознаёт это, и пройдя через потрясение и понимание авторского смысла.

 Сужение поля зрения

 Этот прием широко использовался мастером Бусоном, поскольку он будучи художником, обладал чувством виденья. В основном этот прием сводиться к тому чтобы в начале показать крупный план, затем перейти к среднему, а закончить каким-то элементом, сказав а посмотри на это.

               
           Соевый соус               
            на листьях бамбука ...               
                одна капля
                (Арике Амая)

  Вначале мы видим картинку соевого соуса (в бутылке, банке, тарелке), атем взгляд падает на лисья бамбука и вдруг мы обнаруживаем. что на одном из листьев лежит одна капля этого самого соуса. Неизвестно как она туда попала. может случайно расплескали, может специально, это не важно. важно лишь то, что наше сознание погружается в каплю. наше внимание сжалось до точки.
  У нас это хайку приобретает дополнительный мотив, (стебель бамбука) это известная торговая марка соевого соуса.