Автоматизация

Анатолий Дашкевич
     До 1960 года на судах Иртышского пароходства в рубке теплохода или
парохода кроме штурвала, телеграфа и рупора ничего не было. Чтобы изменить ход,
нужно было по телеграфу дать команду в машинное отделение. В машинном отделении
должны были продублировать команду и незамедлительно выполнить. Контроль
за приборами работы двигателей осуществлялся только в машинном отделении,
поэтому экипажи на 600-сильных теплоходах был численностью 22 человека, из них
девять-штат машинного отделения-5 мотористов, 3 пои-механика и механик.
     Конструкторское бюро Омского ССРЗ (судоремонтный завод) разработало систему дистанционного
управления двигателями и в рубке установили панель с приборами работы механизмов.
 Экипаж сократился до десяти человек. В рубке установили современные средства
связи, радиолокаторы. Судоводители стали работать увереннее и безопаснее.
На пароходах уголь заменили мазутом и количество кочегаров сократилось с восьми
до трёх человек.
     В 1973 году я с группой водников побывал в Египте. В Асуане мы побывали
на пароме, который перевозил людей и машины через реку Нил. Паром американской
постройки с прекрасным дизайном смотрелся привлекательно. Зашли в рубку.
Ни одного исправного прибора, Спустились в машинное отделение, где рядом
с грохочущем двигателем стоял араб и чуть выше его головы висел колокол.
Наконец, до нас дошло,как осуществлялось дистанционное управление. В зависимости
 от того сколько раз дёрнут верёвку привода колокола, в машинном отделении
 меняли ход парома. Вот это  ноу-хау!