О рациональной основе предчувствия

Виктор-Марат Трофимов
Суеверными могут себя считать многие хотя бы отчасти. Пушкин особо отличался этим свойством своей личности. Гений и наивное суеверие – как могут так сочетаться? Могут и есть тому особые основания.

Каждый из нас живёт одновременно в нескольких кругах времени, вложенных друг в друга соответственно своим кругов масштабам. Мы быстро крутимся в одном дне, пробегающем, кажется, почти мгновенно. Но одновременно мы движемся уже чуть менее стремительно в круге недели. Месяц движется тут же в этих мгновениях и часто поражает быстротой своего завершения. И, наконец, год позволяет вздохнуть, прежде чем уйти от нас навсегда. Для чего времени эти круги? Для устойчивости. Ничто не может его заставить свернуть со своего движения вперёд именно благодаря инерции множества кругов, вложенных друг в друга. Будь они разделёнными - всё было бы иначе. Но нет, поток времени движется из круга в круг: событие дня кажется поначалу незначительным, а потом мы видим его развёртывание в огромный масштаб времени. Но некоторые могут почувствовать приближение большого масштаба события уже в круге одного дня.

В чём неожиданно проявляется эта устойчивость времени? В том, что мы существуем и можем даже почуять (если имеем особые ухо и глаз) в текущем моменте все эти моды (масштабы) времени. Мы вдруг начинаем «предчувствовать», когда в круге дня вдруг услышим биение круга месяца, а то и круга года, ведь они тоже здесь под ногами как и гонка вертящегося дня. Событие месяца или даже года – будь оно таким важным – сидит в этом круге месяца или года и может дать о себе знать через щёлочку сознания, объемлющего разные масштабы времени. А как дать о себе знать? А в форме суеверия, потому что до другой формы осознания предчувствия научное знание ещё не доросло. Можно ли соскочить с круга времени, повернув сани назад – это непростой вопрос. Думаю, вряд ли, уж очень оно устойчиво и кругов у него много. Так что живите счастливо - ничто вас в жизни не может выкинуть из седла.