19 февраля-прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Галина Николаевна Николаева
     Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк жили в VI веке, в царствование императора Юстиниана I (483–565). Они подвизались в монастыре аввы Серида, в Палестине, близ города Газы.
    
     Преподобный Варсонофий родился в Египте. О семье, времени и точном месте рождения Варсонофия Великого практически ничего неизвестно. По свидетельству историка Евагрия, в середине VI века его уже чтили как знаменитого подвижника и чудотворца. В юности он отправился паломником в Святую землю, посетил ряд монастырей, принял постриг от отшельника Маркелла и затем подвизался вместе с ним, а после его смерти некоторое время был странствующим монахом. Впоследствии он поселился в общежительном монастыре, основанном аввой Серидом, к югу от Газы.
     Поначалу преподобный Варсонофий жил в келье, находившейся внутри монастыря, затем удалился в затвор, устроил себе малую келлию вблизи монастыря.
     Здесь он никого не принимал, не сделав исключения даже для епископа. Одному подвижнику из Египта, упрашивавшему принять его, преподобный написал: «Если для тебя отворю двери, то и для всех; а если не отворю тебе, то и никому другому». Только авва Серид один раз в неделю приносил ему три небольших хлебца и немного воды и причащал Святых Таин, а также прочитывал вопросы посетителей и записывал предлагавшиеся ответы.
     В то же время он предавался и плачу, и такую сладость почерпал от слез, что от ощущения неизреченной сладости довольствовался только одним малым хлебом, и многократно забывал вкушать и его. Так вкушал он пищу иногда два раза в неделю, иногда один раз, а иногда, приходя в трапезу, подходил к пище как бы насыщенный и, принимая ее, осуждал самого себя, говоря: «Отчего я не всегда в таком состоянии», ибо от сладости духовной пищи он забывал чувственную. И что еще более удивительно, – он мог пробыть даже и всю жизнь, не вкушая пищи и пития и не облекаясь в одежды, ибо пища, питие и одеяние его был Дух Святой (отв.78).
    
     Когда из-за полной его недоступности многие усомнились в самом его существовании и сочли, что ответы составляет сам авва Серид, преподобный Варсонофий принял неверующего и других братьев и умыл им ноги. Таким образом все уверовали и прославили Бога.
     После долгого затвора, преподобный Варсонофий до кончины преподобного Иоанна Пророка, не покидая своей келлии, стал духовным руководителем братии не только своей обители, но и других монастырей, а также многих клириков и мирян, наставляя их на путь спасения. Известно, что свои ответы вопрошавшим святой Варсонофий передавал через преподобного Иоанна, иногда поручая ему давать ответы, а также через игумена авву Серида, который записывал ответы святого.
     В ответах преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка, ставших руководством к духовной жизни не только для их современников, но и последующих поколений, ясно можно видеть постепенное духовное восхождение "от силы в силу" преподобных.   
     Подвигом поста, безмолвия, хранения сердца, непрестанной молитвы преподобный Варсонофий достиг высоты смирения, рассуждения и огненной любви. Господь дал ему дар прозорливости, предвидения и чудотворения, а также власть молитвой очищать от грехов души людей. Иногда он брал грех другого на себя.
     Преподобный знал сердечные расположения, поэтому наставлял сообразно с направлением мыслей каждого. Именем Господа он воскрешал мертвых, изгонял демонов, исцелял безнадежных больных; вещи, им освященные, подавали помощь (например, куколь снял головную боль инока). По молитве преподобного Варсонофия Бог посылал дождь на землю, снимая Свой гнев с множества людей.
     Предсказания преподобного всегда исполнялись. Так, он предупредил безмолвника того же монастыря – старца Евфимия, что тот будет положен с ним в один гроб, что и сбылось, как и многое другое.
    
     Все эти великие дарования преподобный Варсонофий приобрел после многих лет терпеливого перенесения великих искушений и болезней. И переносил их с такою доблестью, что, будучи болен, не только не восклонялся когда-либо на одр для своего успокоения, но даже не оставлял и рукоделия своего. И сие попущение на него болезней было совершенно справедливо; ибо за великие дарования святые подвергаются и великим искушениям, и если кто не прольет кровь, не может принять в себя Святого Духа, как сказал Петр Дамаскин: «Отдай кровь и приими Духа». 
     После смерти аввы Серида преподобный для полного безмолвия ушел в другую тесную келлию, тоже близ монастыря, и не принимал никого, в том числе и нового игумена Елиана, питаясь только хлебом и водой и не отвечал на вопросы.
     Преподобный Варсонофий Великий провел 50 лет в трудах и подвигах, где он «заключился живым как во гробе ради имени Иисусова» и жил во плоти, как безплотный.
     Когда услышал о подвижнике патриарх Иерусалимский Евстохий, образ жизни преподобного Варсонофия показался ему невероятным. Он не поверил и решил убедиться в нем лично. Для этого велел тайно проникнуть в келлию преподобного и, когда они покушались подкопать стену и войти внутрь келлии, внезапно вырвавшийся оттуда огонь едва не попалил самого Евстохия и всех с ним.   
     Точное время кончины преподобного Варсонофия неизвестно: одни называют годом его смерти 563, другие говорят более осторожно – до 600 года.

     О друге, сподвижнике и соавторе Варсонофия Великого авве Иоанне Пророке (Прозорливце), известно намного меньше. Когда ученик святого Варсонофия пришел в обитель аввы Серида и откуда был родом, неизвестно.
     Жил же он в первой келлии великого Варсонофия, который создал вне Газской обители 18 лет до самой своей кончины, подражая своему учителю в безмолвии, подвигах и усвоении добродетелей. И не принимал никого, кроме аввы Серида и аввы Дорофея Газского, который 9 лет был у него послушником. Никто не видел, чтобы он когда-либо улыбался, или был смущен, или без слез приобщался Божественных Тайн, как засвидетельствовал о нем игумен той обители (отв. 568).
     О теснейшем духовном единении с Варсонофием Великим преподобный Иоанн писал:   
«Старец в Боге, и я с ним..., мы двое составляем единое целое», и в ответах именуется «другим старцем». По своему смирению, обращавшихся непосредственно к нему с вопросами он посылал к авве Варсонофию. Следуя наставлениям преподобного Варсонофия, святой Иоанн достиг вершины совершенства, став подобным во всем своему учителю.
     Преподобный Иоанн осуществлял духовное руководство, так же, как и преподобный Варсонофий, через свои ответы, которые носили более прямой и практический характер. Наряду с различными духовными дарованиями он обладал особым даром прозорливости и пророчества, почему и был назван Пророком.
     Молодой игумен того монастыря – Елиан – умолял преподобного пожить еще хотя бы две недели, чтобы научить его уставу и управлению монастырем. Преподобный Иоанн исполнил его просьбу и действительно умер через две недели.
     Многое провидел и предсказал преподобный Иоанн, так же и свою кончину, последовавшую за кончиной аввы Серида. Преподобный Иоанн скончался в 540 году, через несколько недель после смерти аввы Серида.
    
     О жизни, подвигах и благодатных дарованиях святых Варсонофия и Иоанна сохранились свидетельства в рукописях. В славянских списках XV–XVII вв. находим их наставления в форме ответов на вопросы, которые им задавали ученики и мирские люди. В XVIII в. стараниями известного молдавского старца, схиархимандрита Паисия Величковского († 1794) были найдены на Афоне наиболее полные две древнейшие пергаменные греческие рукописи "Ответов" преподобных Варсонофия и Иоанна. Они были при жизни старца Паисия переведены на молдавский и славянский языки. Издание этих рукописей, так же как и перевод на русский язык, было осуществлено в XIX веке старцами Введенской Оптиной пустыни. Наставления преподобных Варсонофия и Иоанна ясно показывают степень их нравственного совершенства, любви к людям, содержат скупые факты их жизни.

     Тропарь  преподобным Варсонофию Великому и Иоанну Пророку, глас 1:
     Таинственныя языки Духа Святаго, умныя гусли благодати, сладкзвучными пророческими песньми звенящия, покоющия и веселящия души людския, подвизаете ны низвергнути иго страстное и главу змиеву попрати. Сего ради, Боголюбиве Варсонофие и Иоанне премудре, избавите поющия вам: Слава вам Благодать Даровавшему, Слава Благословившему вас, Слава речами вашими многия Спасающему!

     Тропарь преподобным Варсонофию Великому и Иоанну Пророку, глас 5:
     Равноангельное житие поживше, Варсонофие отче с Иоанном вкупе, постничества светлыя звезды явистеся и монахом наставницы на лучшую стезю, яко исполнени света божественнаго, моляще непрестанно помиловатися душам нашим.

     Кондак преподобным Варсонофию Великому и Иоанну Пророку, глас 3:
     Вся тайная человеков и от Бога подаваемая явленна быша в зерцалах чистых сердец ваших. Вас бо ради облиста благодать лучами и изгна тьму греха из душ людских. Умнаго прозрения светила, Варсонофие и Иоанне, молитеся ко Господу о всех нас.

     Величание преподобным Варсонофию Великому и Иоанну Пророку:
     Ублажаем вас, преподобнии отцы, Варсонофие и Иоанне и чтим святую память вашу, наставницы монахов, и собеседницы Ангелов.

     Преподобные Варсонофие Великий и Иоанне Пророк, молите Бога о нас.




Источник:
https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_
Shlenov/varsonofij-velikij/
https://azbyka.ru/days/sv-varsonofij-velikij
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_
Svjatogorets/skazanie/
https://elitsy.ru/communities/105742/647328/