О секрете яблок в иудаизме

Сара Това Кунин 3
О пользе яблок и их роли в иудаизме
Яблоко состоит большей частью из воды и 22 грамм фруктозы, среднее яблоко весит около 150 грамм и содержит около 75 калорий (около 54 калорий на 100грамм). В яблоке много клетчатки, полезной для пищеварительной системы, в основном пектин, находящийся в яблочной кожуре . В яблоке содержатся витамины групп A, B и C. Кроме того, в яблоке содержится железо, кальций и калий. Яблоко содержит 82% воды, 15 процентов углеводов, 3% питательных волокон и менее 0.5% белка и жиров.

Существует распространенное мнение, что зеленые или кислые яблоки содержат меньше сахара, чем красные. Однако это не так и все виды яблок содержат одинаковое количество сахара, которое зависит от величины фрукта. Полезнее есть яблоки чем пить яблочный сок, потому что в стакане яблочного сока содержится около 110 калорий в основном благодаря сахару и практически отсутствуют витамины и минералы.

Есть мнение, что яблоки предотвращают развитие канцерогенных клеток в организме. Яблоки понижают уровень холестерина в крови и являются антиоксидантами. Яблоки рекомендуют страдающим астмой и проблемами с памятью, а так же для очищения желчного пузыря и печени и укрепляют сердце. Есть рациональность во включении яблока в обильную праздничную трапезу, содержащую большое количество калорий. Пектин, питательное волокно, содержащееся в яблочной кожуре- улучшает соотношение «плохого»LDL и «хорошего» HDL холестерина в крови.

Поскольку яблоко считается кисловатым фруктом по мнению определенных натуропатических школ, оно хорошо сочетается со сладкими продуктами, и таким образом яблоко и мед хорошо сочетаются вместе. Яблоко и мед влияют на пищеварительную систему и, по мнению Рамбама их полезно есть перед трапезой. Специалисты по китайской медицине рекомендуют яблоки при утренней тошноте, депрессиях, воспалительных процессах кишечника, гипогликемии, нервном напряжении, расстройствах желудка и дурном запахе изо рта.

В Танахе яблоки упоминаются 10 раз, из них 5 раз как название населенного пункта. Например       ( Йеошуа 12,17) «Царь Тапуаха 1 и царь Хефера 1» и (Йеошуа 17, 8) «Менаше получил землю Тапуах и Тапуах на границе (надела) Менаше для сынов Эфраима». Так же это использовалось как имя человека (Диврей аЯмим 1,2-43). «И сыновья Хэврона: Корах и Таппуах, и Рэкэм, и Шэма.»

Помимо этого яблоки упоминаются у пророка (Йоэля 1,12) «Виноградная лоза засохла и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня – все деревья в поле иссохли, ибо исчезла радость у сынов человеческих». В Песне Песней яблоко служит образом различных положительных качеств, как например (7,9)«…и запах (от) носа твоего, как от яблок…», (2,5) «Подкрепите меня пастилою, освежите меня яблоками, ибо я больна любовью», (8,5) «Кто та, что всходит из пустыни, опираясь на возлюбленного своего?! Под яблоней пробудила я тебя; там родила тебя мать твоя, там родила родительница твоя».

Еще одно упоминание яблок, как символа любви Творца к еврейскому народу, можно встретить в стихе (2,3) «Как яблоня меж лесных деревьев, так любимый мой меж юношей! В тени его сидела я и наслаждалась, и плод его сладок был небу моему». Из этого стиха можно сделать вывод, что яблоки, упоминаемые в Танахе росли на диких деревьях в лесах. Царь Шломо в своих притчах видит в яблоке символ красоты и совершенства (25,11) «Золотые яблоки с серебряными украшениями – слово, сказанное разумно». Существует мнение, как среди комментаторов Танаха, так и среди ботаников, что яблоки упоминаемые в Танахе возможно вовсе и не современные фрукты, которые мы называем яблоками, а возможно это этрог, персик и даже боярышник. (Зоар Амар «Растения Танаха», стр 122-123)

Поскольку речь идет про Рош аШана, а в соответствии с нашей традицией в этот день был совершен промах первого человека, Адама, я хочу разбить некую стигму, широко известную в западном обществе. Ни Адам, ни его жена Хава (Ева) не ели яблоко. Что же они ели, и откуда появилась подобная версия? Начнем с того, что в тексте Торы не указывается, каким было дерево познания добра и зла. Наши мудрецы в Мидраше Брейшит Раба 15,7 отмечают, что Творец специально не указал вид этого дерева. Чтобы мы не могли указать на него и сказать, вот то дерево, из-за которого пострадали Адам и Хава. Так что же они ели?

В наших источниках приводятся разные мнения по этому поводу: пшеницу (ВТ Брахот 40,1) и Санхедрин (70,2), виноград или вино. По мнению, указанному в книге Зоар (1,73) после выхода из ковчега Ноах посадил виноградник, чтобы искупить проступок дерева познания добра и зла. Еще одним претендентом является фиговое дерево (инжир), поскольку его упоминание мы встречаем практически сразу же, после описанных событий, т.к. Адам и Хава используют его листья, чтобы прикрыть свою наготу. Так же этрог может подходить для этого дерева, т.к не только его плоды пригодны к еде, но и сама древесина, а в тексте Торы сказано «… И увидела женщина, что хорошо дерево для еды…». В молитвеннике рава Амрама Гаона упоминается так же орех, как возможный вариант этого дерева.

Откуда же все-таки появилось яблоко? Считается, что это лингвинистический курьез, поскольку в латинском языке слова, обозначающие яблоко и зло -похожи. Еще одно объяснение утверждает, что европейские художники не особенно представляли себе, как выглядят фиги, этрог и.т.п., зато очень хорошо знали, как выглядят яблоки, поэтому и рисовали то, что проще.

Если мы возьмем любое яблоко, вне зависимости от его сорта и разрежем его пополам, то обнаружим очень интересную вещь. В нем будет шесть ложбинок для 6 семечек и 5 точек между семечками на мякоти. Это символизирует ни больше, ни меньше, чем одно из имен Творца, если мы сложим вместе обе половинки яблока. Это намекает нам на то, что нашими действиями мы влияем на проявление Творца в нашем мире.