Великий Инквизитор. О Первом искушении

Николай Ферапонтов
Великий Инквизитор.  О Первом искушении*


Великий инквизитор продолжает,
По смыслу, - обвиненье и допрос,
И пленнику вопрос напоминает,
Что Дух Ему «во-первых» произнёс:

«Ты хочешь к людям с голыми руками
Идти в их мир с обетами свобод,
Которых не осмыслить их умами,
Которых опасается народ;

К бесчинству так привыкшему народу, –
Ему не потерять бы своего;
Ему невыносимее свободы
Нет в этом мире больше ничего.

Подумай, а не лучше ли Тебе бы,
В пустыне раскалённой и нагой,
Оборотить её каменья в хлебы,
Чтоб побежал, как стадо, за Тобой

Народ Тебе послушный, благодарный,
Имеющий тревоги в том свои,
Что Ты отымешь руку в час кошмарный,
И прекратятся хлебы им Твои».

Но Ты отверг такое предложенье,
Не захотел свободы их лишать,
И послушанье как освобожденье
Не стал тогда хлебами покупать.

Ты возразил, что не единым хлебом
Жив в мире человек, но знаешь ли,
Во имя хлеба сущего под небом
Против Тебя восстанет Дух земли.

Он победит, Твой лозунг отрицая,
И всяк свидетель краху Твоему
За ним  пойдёт, в восторге восклицая:
«Подобен зверю кто ещё сему,

Он с небеси огонь чудесный дал нам!»
Пройдут для человечества века,
И скажется с премудростью немалой,
Что нет ни преступленья, ни греха.

А есть лишь упования голодных,
Не знавших добродетельной любви.
«Сначала накорми, потом спроси с них!»
Провозгласят противники Твои.

И этим словом будут рушить храм Твой
Чтоб на обломках башню возвести,
Как в Вавилоне строили когда-то,
И снова не достроят, уж прости.

А Ты бы мог спасти от новой башни,
Не повергать людей в напрасный труд, -
За тысячу лет измученные страшно,
Они же к нам в отчаянье придут.

Отыщут под землёю в катакомбах
Гонимых и преследуемых нас,
Возопиют с надеждою особой,
Что не пришёл ещё последний час.

Возопиют, мол, «те, что обещали
Дать нам огонь священный с небеси,
Не накормили и огня не дали,
И мы пришли к вам хлеба попросить».

И вот тогда их башню мы достроим, –
Достроит тот, кто сможет накормить, –
А только мы их, страждущих, накормим
И Твоё имя будет нам служить.

О, никогда не будет хлеба вдосталь
У них без нас – они это поймут,
И нам к ногам расчётливо и просто
Тогда свою свободу принесут.

И скажут нам: «Вы нас поработите, –
Хлеб и свобода вместе это блажь!
Поработите, но и накормите,
И возлюбите люд послушный наш».

Ты втуне обещал им хлеб небесный, –
Он может ли считаться дорогим
Порочному и слабому телесно
В сравнении с полученным земным.

Во имя хлеба вышнего с Тобою
Десятки тысяч, может быть, пойдут,
А кто же миллионы успокоит,
Что хлеб земной всего превыше чтут.

Десятки тысяч - всех великих, сильных
Ты поведёшь, их трепетно любя;
А не забыл ли слабых и бескрылых –
Все миллионы, любящих Тебя?

Нет, с нами даже слабые не канут;
Они порочны и бунтовщики,
Но под конец они-то вот и станут
Послушны нам всецело и кротки.


Они дивиться будут нам в угоду,
Что во главе мы согласились быть
И, так для них ужасную свободу,
Господствуя над ними, выносить.

Но мы им скажем, что Тебе послушны,
Во имя Твоё чествуем себя,
И, обманув опять их, простодушных,
К себе уже не пустим мы Тебя.

В обмане сём – страдание поныне,
Ибо должны мы постоянно лгать…
Вот смысл вопроса первого в пустыне,
Но Ты не стал свободу предавать.

В вопросе этом скрыта тайна мира.
Ты, приняв «хлебы» указал бы всем,
В тоске изнемогавшим без кумира,
Им надо «преклониться перед кем?»

Мучительна забота человеку, –
Как, став свободным, поскорей сыскать
Себе вождя – защиту и опеку,
Чтобы свободу всю ему отдать.

И ищется такое, чтоб бесспорно
Все люди преклонились перед ним,
ВСЕМ ВМЕСТЕ это будет не зазорно –
Гордиться преклонением своим.

Потребность эта в ОБЩЕМ преклоненье
С начала человеческих веков
И есть его главнейшее мученье,
Сильнейшее физических оков.

Они мечом друг друга истребляли,
Всеобщим преклонением полны.
Они друг друга верить призывали
Одним богам противной стороны:

«Богов своих бросайте и придите,
Чтоб нашим поклониться, а не то,
Всем вашим божествам вы навредите,
Да и из вас не выживет никто!»

И будет это до скончанья мира.
Исчезнут боги даже если тут, –
Они опять найдут себе кумира
И снова перед идолом падут.

Ты знал, – Тебе нет тайн под небесами, –
Об этой человеческой судьбе,
Но Ты отверг единственное знамя,
Что предлагалось твёрдо взять Тебе,

Они бы преклонились пред Тобою,
Дающим хлеб под знаменем земным.
Но ты пошёл свободною тропою,
Небесный хлеб расхваливая им.

Взгляни же, что Ты сделал дале
Свободы благо высветив опять.
Я говорю, мучительно страдали
Искавшие, кому бы передать

Скорей невыносимый дар свободы,
С которым в мир приходит существо, –
Несчастное уж этим от природы, –
Её скрижаль, венец, и торжество.

Но только тот лишь крепко овладеет
Людской свободой, кто не повредит
Им беспокойной, глупою идеей,
И совесть их покоем напоит.

Тебе давалось знамя ярче неба,
Бесспорное, как самый высший суд, –
Нет в мире ничего бесспорней хлеба, –
За хлеб Тебя полюбят и почтут.

Но совестью их если овладеет,
Тебя помимо, кто-нибудь другой,
То обольщённый к вере охладеет
И даже бросит хлеб дарёный Твой.

Его вождём предстанет обольститель, –
И в этом правда слова Твоего,
И тайна ещё будущих открытий –
Не в том, чтоб жить, а знать бы – для чего!

Без твёрдого в сём мире представленья
Жить для чего, пусть с хлебом на столе, –
Скорее люд дойдёт до истребленья,
Чем будет оставаться на земле.

Да, это так, но вот, что с этим вышло, –
Не овладев свободою людей,
Ты дал её теперь им выше крыши, –
Попробуй ими снова овладей!

Спокойствие дороже человеку, –
Иль Ты забыл в делах своих о том,
Что страх ему войти в познаний реку
Для выбора меж злом или добром.

Пусть ничего прельстительнее нету
Свободы совести, - она, как яркий свет,
Но знают люди грешные при этом,
Что ничего мучительнее нет.

И вот, не взяв основ успокоенья
Для совести, чтоб «раз и навсегда»,
Ты взял необычайного явленья, –
Гадательного свойства и следа.

Взял всё, что было людям не по силам, –
Так не любя бы можно поступать,
И не Тому, который так любил их,
Придя, чтоб жизнь Свою за них отдать!

Любви к Тебе свободной человека
Ты возжелал, чтоб следом за Тобой,
Прельщённый и пленённый беззаветно
Пошёл он неотвязно, как слепой.

И  образ Твой имея перед собою,
А не закон, отвергнутый навек,
Решать впредь сам, что доброе, что злое
Теперь свободно должен человек.

Неужто не подумал  Ты ни разу,
Что образ Твой однажды оболгут,
Оспорят  правду, их смущая разум,
И выбором свободным угнетут.

Тебе припишут злые их мученья
И череду потерь и неудач
За то, что Ты оставил их в смятенье
От многих нерешаемых задач.

Ты понял ли, что в сущем нет коварства?
Ты Сам основ надёжных не хранил,
И в разрушенье Собственного царства
Ты никого напрасно не вини!» 

* - по мотивам романа Ф. М. Достоевского
«Братья Карамазовы».

15.02.2024

Великий Инквизитор

Содержание

1.  Арест Спасителя
http://stihi.ru/2024/02/03/2836

2.  О трёх искушениях
http://stihi.ru/2024/02/11/3364

3.  О первом искушении
http://stihi.ru/2024/02/16/3152

4.  О втором искушении
http://stihi.ru/2024/02/20/3095

5.  О третьем искушении
http://stihi.ru/2024/02/22/3208

6.  Поцелуй в сердце.  Заключение
http://stihi.ru/2024/03/07/4868