Ритм

Екатерина Белоусова 2
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР СТИХОТВОРЕНИЯ: 3 ПРОСТЫХ СПОСОБА.
Расскажу, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.                Что такое стихотворный размер и зачем он нужен
Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.                В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.                Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги.
А. Д. Кантемир. «На хулящих учения. К уму своему». 1729 г.                В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.                В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.
Сравните:                НаУки Юношей питАют,
ОтрАду стАрым подаЮт,
В счастлИвой жИзни украшАют,
В несчАстной слУчай берегУт.                М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны». 1747 г.            С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.   
                Виды стихотворных размеров
В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.                Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.                По стопам размеры делятся на два вида:
двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).
От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.       
Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».  Хорей
Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|
;
ТО, как звЕрь, онА завОет,
;|—U|—U|—U|—U|
ТО заплАчет, кАк дитЯ.
;|—U|—U|—U|—|
А. С. Пушкин. «Зимний вечер». 1825 г.                Ямб.                Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|.                ЛюблЮ грозУ в начАле мАя,
;|U—|U—|U—|U—U|
КогдА весЕнний пЕрвый грОм...
;|U—|U—|U—|U—|
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза». 1828 г.         

ДАКТИЛЬ.                Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|.                ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
;|—UU|—UU|—UU|—UU|
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною...
|—UU|—UU|—UU|—UU|
М. Ю. Лермонтов. «Тучи». 1840 г.

АМФИБРАХИЙ.
Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|.                РоссИя — свящЕнная нАша держАва,
;|U—U|U—U|U—U|U—U|
РоссИя — любИмая нАша странА...
;|U—U|U—U|U—U|U—|
С. В. Михалков. Гимн Российской Федерации. 2000 г. 

 АНАПЕСТ.
Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|.                На ВасИльевский Остров
;|UU—|UU—U|
Я придУ умирАть.
;|UU—|UU—|
И. А. Бродский. «Ни страны, ни погоста...». 1962 г.         
   
 СПОНДЕЙ и ПИРРИХИЙ
Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:  МОй| дЯ|дя| саА|мых| чЕ|стных| прА|вил|,
;— — U — U — U — U
Ко|гдА| не| в шУ|тку| за|не|мОг...
;U — U — U U U —.              Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мОй дЯ|дя» (— —|U). Такое нарушение размера называется спондей.                В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мОг» (UU|—).               
Такое отступление от размера называется пиррихий.                Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове мой немного проглатывается, а в слове занемог будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.               

 Как определить размер стихотворения
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:                Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф. И. Тютчев. «Silentium!». 1829 г.   
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.
как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯ
дру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-теБЯ
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные, это ямб.

Метод 2. «Ваня»
Этот метод придумал стиховед А. А. Илюшин. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

ВАня — хорей:
БУря мглОю нЕбо крОет... (А. С. Пушкин)
ВАня-ВАня-ВАня-ВАня
;
ИвАн — ямб:
;И бУду вЕк емУ вернА... (А. С. Пушкин)
ИвАн-ИвАн-ИвАн-ИвАн
;
ВАнечка — дактиль:
;РАнними лЕтними рОсами... (А. А. Блок)
ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка
;
ВанЮша — амфибрахий:
;ОднАжды в студЕную зИмнюю пОру... (Н. А. Некрасов)
ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша
;
ИоАнн — анапест:
;Я тебЕ принесУ два кармАна стрижЕй с маякА... (Н. Подвальный)
ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн
;
Метод 3.
Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный. Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6–8 строк. Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк: 
                Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О. Э. Мандельштам. «Ленинград». 1930 г. 
  Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:                Я| ве|рнУ|лся| в мой| гО|род|, зна|кО|мый| до| слЕз|,
;—U—UU—UU—UU—
До| про|жИ|лок|, до| дЕ|тских| при|пУ|хлых| же|лЕз|.
;UU—UU—UU—UU—
ТЫ| ве|рнУ|лся| сю|дА|, — так| гло|тАй| же| ско|рЕй|
—U—UU—UU—UU—
РЫ|бий| жИр| ле|ни|нгрА|дских| ре|чнЫх| фо|на|рЕй|.
—U—UU—UU—UU—.   
Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:
;
—U—|UU—|UU—|UU—|
UU—|UU—|UU—|UU—|
—U—|UU—|UU—|UU—|
;—U—|UU—|UU—|UU—|
Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.
;
Как не путать стихотворные размеры
Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.
;
А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:
Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.
;
Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе. 
;
Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В. В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:
Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.
;
Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!